Какие события приблизили освобождение Витебска от фашистов

logo
Суббота, 25.05.2024 16:13 | Рубрика: Общество
0905

Витебск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков в самом начале Белорусской стратегической операции «Багратион» — 26 июня, на третий день широкомасштабного наступления советских войск.

Всего один месяц 80 лет назад отделял наш героический и непокоренный Витебск от долгожданной свободы — свободы от немецко-фашистской оккупации, ужасов и невзгод, которые принесли на нашу землю нацисты. Всего лишь месяц…


В преддверии 80-летия освобож­дения Беларуси от немецко-фашист­ских захватчиков предлагаем вниманию читателей «обратный отсчет» — цикл публикаций, рассказывающих о событиях, которые в хронологическом порядке, с момента утверждения Ставкой плана Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», приближали день 26 июня — праздник освобождения города на Двине.

30 мая 1944 года (до освобождения оставалось 27 дней)

Из мемуаров Маршала Советского Союза Александра Василевского узнаём, что разработкой плана всей летней кампании, в том числе наступления в Беларуси, Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР занялся в апреле 1944 года. Начальником Генштаба в то время и являлся Александр Василевский.

Предполагалось, в частности, двумя мощными сходящимися ударами по флангам «Белорусского балкона» — то есть с севера от Витебска через Борисов на Минск и с юга от Рогачёва через Бобруйск на Минск — разгромить основные силы немецкой группы армий «Центр», полностью освободить Беларусь, выйти к Балтийскому морю и тем самым рассечь стратегический фронт противника. Воплощение замысла позволило бы создать хорошие предпосылки для нанесения новых мощных ударов на восточнопрусском и варшавском направлениях.
Успеху наступления в Беларуси, указывал Александр Василевский, призваны были способствовать корабли Днепровской военной флотилии (на реках Днепр, Березина, Припять) и крупные силы белорусских партизан (на всей территории республики).

Разработанный Генштабом план Белорусской операции был представлен Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами СССР Маршалу Советского Союза Иосифу Сталину 20 мая. А спустя 10 дней, 30 мая 1944 года, Ставка утвердила план Белорусской операции, получившей кодовое название «Багратион».

Александр Василевский утверждает в своих мемуарах, что успешное наступление Красной армии на белорусском направлении имело реша­ющее военно-политическое значение и отразилось исключительным образом на дальнейшем ходе всей Второй мировой войны.

Именно тогда, 30 мая, Иосиф Сталин предложил двум полномочным представителям Ставки — Маршалу Советского Союза Георгию Жукову и начальнику Генштаба Александру Василевскому — выступить в роли, соответственно, координатора действий 1-го и 2-го Белорусских фронтов (на южном крыле планируемого наступления) и координатора действий 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов (на северном крыле).
В ночь на 31 мая Иосиф Сталин, Георгий Жуков, Александр Василевский и генерал армии Алексей Антонов проработали в Ставке дополнительные директивы Генштаба командующим фронтами на белорусском направлении. Основная директива с подробным указанием мероприятий по обеспечению секретности при подготовке июньских операций была отправлена накануне утверждения «Багратиона», 29 мая.

«Перед нашим отъездом Верховный Главнокомандующий дал нам с Жуковым последние указания относительно нашей деятельности на фронтах, просил постоянно держать его в курсе происходящих событий и пожелал войскам и нам лично успеха», — вспоминал Александр Михайлович Василевский.

3 июня 1944 года (до освобождения оставалось 23 дня)

Между тем разрушенный войной Витебск опустел. Еще в феврале 1944-го фашисты устроили в городе тотальную облаву и всех задержанных — около 15 тысяч человек, в основном женщин, стариков и детей, которые пытались избежать угона в германское рабство, — заключили в «5-й Полк», один из самых страшных концентрационных лагерей нацистской Германии.

Пройдет еще немного времени, и Чрезвычайная комиссия Железнодорожного района Витебска установит факты чудовищных преступлений, которые совершали нацисты в отношении военнопленных и мирных граждан, заключенных в «5-й Полк».

К концу мая 1944-го около 12 тысяч оставшихся в живых узников немецко-фашистские захватчики перегнали в район станции Крынки Лиозненского района и устроили здесь концлагерь на переднем крае немецкой обороны — так называемый «лагерь двенадцатитысячников». Нашими людьми нелюди собирались прикрываться как живым щитом в случае наступления советских войск.

Михаил Маскаев.
3 июня группа разведчиков под командованием лейтенанта Михаила Маскаева в районе деревни Марьяново Лиозненского района обнаружила этот лагерь смерти, подходы к которому были заминированы. Советские разведчики преодолели ряды проволочных заграждений, без единого выстрела уничтожили фашист­ских часовых, разминировали проход и вывели из лагеря 8 тысяч узников. Вскоре фашисты накрыли лагерь артиллерийским огнем, к счастью, уже опустевший. Во время спасения людей героический командир разведгруппы подорвался на мине и в результате остался без ног.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года за «отвагу и героизм, проявленные при проведении разведывательных операций», лейтенант Михаил Маскаев был удостоен звания Героя Советского Союза. В Первомайском районе современного Витебска одна из улиц названа его именем.

4 июня 1944 года (до освобождения оставалось 22 дня)

В этот день начальник Генштаба Александр Василевский прибыл в штаб 3-го Белорусского фронта, располагавшийся в лесу около города Красное Смоленской области. Командующий фронтом генерал-полковник Иван Черняховский ознакомил представителя Ставки с окончательно отработанным планом предстоявшего наступления на этом участке, задачами, поставленными перед арми­ями 3-го Белорусского, доложил о том, как идет подготовка к операции.

Согласно Директиве Ставки от 31 мая 1944 года войска Ивана Черняховского во взаимодействии с левым крылом 1-го Прибалтийского и частями 2-го Белорусского фронта должны были разгромить витебско-оршанскую группировку противника.

К слову, и Александр Василевский, и командующий 1-м Белорусским фронтом генерал армии Константин Рокоссовский, не сговариваясь, рекомендовали Верховному Главнокомандующему поставить во главе 3-го Белорусского именно Ивана Черняховского, молодого одаренного генерала.

(Продолжение следует).



© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ.