Даже сейчас ей снятся эти кошмары. Жительница Тулово совсем крохой оказалась сначала в лагере «Пятый полк», а затем прошла через ужасы концлагеря «Норд»

logo
Среда, 17.04.2024 09:30 | Рубрика: Общество
0588

О жительнице агрогородка Тулово Ларисе Ларионовой можно написать книгу: столько всего довелось ей пережить за свои 84 года. Неизгладимый след в ее памяти оставила и Великая Отечественная война. Совсем крохой оказалась она сначала в лагере «Пятый полк», а затем прошла через все ужасы концентрационного лагеря «Норд».

Родилась Лариса Дмитриевна в 1939 году в Витебске. Жила многодетная семья на улице Ленина, в том здании, где сейчас находится Дом кино. Отец служил в милиции, а мама работала пекарем. Размеренный ход счастливой жизни в одночасье оборвала страшная новость по радио о начале Великой Отечественной войны. Глава семейства в спешке собрал все необходимое и в тот же день отправился в военкомат. В это время брат Ларисы Дмитриевны находился в деревне у родственников. Ее саму вместе с двумя малолетними сестрами и матерью забрал в пригородные Пушкари дед. Но и там укрыться от фашистов, к сожалению, не удалось.

Мирное население оккупанты стали сгонять в лагерь «Пятый полк». Детская память стерла страшные воспоминания о том, как выживали в нечеловеческих условиях. Об этом Лариса Дмитриевна знает лишь из рассказов своей матери. А вот месяцы, проведенные в «Норде» в Германии, куда ее в числе других узников вывезли в вагонах для скота, уже помнит отчетливо.
Длинный барак с деревянными нарами, холод и постоянное чувство голода — даже сейчас ей снятся эти кошмары. Помнит она, как маму и других взрослых каждое утро угоняли работать на немецкие фабрики, как голодным малолетним узникам через ограждение из проволоки немки и их дети бросали картошку и хлеб. Правда, поднимать с земли еду было запрещено: любую попытку пресекала жестокая надзирательница ударом плетью.

Когда советские войска брали Берлин, в тех страшных боях принимал участие и отец Ларисы Дмитриевны. Правда, он не знал, что здесь, совсем рядом, на немецкой земле разделяют судьбу тысяч узников его супруга и дети. После освобождения из лагеря их вместе с другими уцелевшими витебчанами везли домой на грузовых полуторках. Одной из сестер Ларисы Ларионовой — Гале — вернуться из «Норда» было не суждено. Не пережила она многочисленных заборов крови, которую фашистские медики выкачивали из детей.

По пути домой семье достался небольшой немецкий «трофей»: из бесхозных немецких магазинов разрешили брать что-либо из товаров. Мешок с мылом и еще один с табаком позже сыграют решающую роль. По возвращении домой, в разбомбленный Витебск, мама Ларисы каким-то образом сумеет обменять табак на тощую корову. О том, что буренка краденая, говорили лапти, привязанные к ее копытам. К такой уловке воры прибегали, чтобы по следам хозяева не могли отследить, куда увели их живность. Пока мама пыталась как-то устроиться на работу и найти жилье, Лариса с сестрой пасли свою кормилицу в том овраге, где сейчас находится Летний амфитеатр. Вскоре семья снова отправилась в Пушкари. День, когда с войны вернулся отец, Лариса помнит отчетливо. Было это в конце лета. Семья коротала время за скудным обедом из свеклы и соли, как вдруг в их ветхий дом вошел солдат. Дети замерли, ведь за столько лет они забыли, как выглядит папа, к тому же любой человек в военной форме наводил на них страх. Лишь когда мать бросилась на шею солдату с причитаниями, они догадались, кем был этот гость.

За отвагу, стойкость и мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Дмитрий Сидорович позже был награжден орденом Отечественной войны II степени. Но даже возвращение отца не наладило быстро быт семьи. Голод, холод, разруха и тяжелая работа по восстановлению народного хозяйства, вот через что предстояло проходить на протяжении длительного времени. Зато был мир. Сначала делили кров с еще несколькими семьями в дзоте. Летом и осенью собирали щавель и ягоды, ловили рыбу. В первый год выжили во многом благодаря корове. Мама носила на продажу молоко и творог рабочим кирпичного завода в Витебск. Назад всегда возвращалась с хлебом. Путь ее лежал через лес, где за ней по пятам следовали волки. Но ни разу хищники не тронули женщину, ведь она подкармливала их костями и испорченной рыбой, которые добывала в Витебске у знакомых торговцев. Однажды поздней осенью мужчины притащили к дзоту умершего от истощения коня. Одну часть туши они разрубили и раздали всем семьям, а вторую — спрятали, присыпав снегом. Утром обнаружили, что остатки мяса растянули волки.

Со временем родителям Ларисы удалось выяснить, что их сын, с которым разлучила война, находится в Польше. Когда семья воссоединилась, зажили еще дружней.


Лариса окончила четыре класса сельской школы. Затем доучивалась в СШ № 5 в Витебске. А в 16 лет неожиданно для родных и себя самой… вышла замуж. Просто с первого взгляда влюбилась в военного на танцах в клубе. Старший писарь отдела тыла летной дивизии, которая базировалась в аэропорту недалеко от Андроновичей, Александр Ларионов пригласил на вальс робкую кудрявую девушку, расспросил о возрасте, родных и образовании. А после танца внезапно исчез, чтобы позже появиться с огромным букетом душистой сирени и предложением руки и сердца. Вскоре молодые расписались. Пешком шли они в Бабиничи, где в местном сельисполкоме оформили свои отношения, а затем направились в Витебск. В фотоателье у Смоленского рынка им сделали первую семейную фотографию. Этот красивый портрет и сейчас висит в комнате Ларисы Ларионовой на самом видном месте. Спустя несколько месяцев новоиспеченный муж демобилизовался и увез молодую жену на родину в Карело-Финскую ССР.

— Ехала я туда навстречу новой жизни, поэтому была счастлива. Ничего не боялась, ведь рядом был супруг, моя поддержка. На место мы прибыли в конце декабря. Как сейчас помню, стоял лютый мороз, градусов под сорок, а я была в резиновых сапожках, новых, «блiскучых», — вспоминает с улыбкой Лариса Ларионова. — Очень быстро я поняла, что в таких суровых условиях не до красоты. Четыре года отработали мы на лесозаготовках, родили двух дочерей, а потом приехали к моим родителям в отпуск, да так и остались.

Лариса сразу же устроилась в Андроновичах полеводом, дочек доверила смотреть матери. Спустя какое-то время родился сын. Семье дали новую трехкомнатную квартиру в Тулово, в которой женщина проживает и сейчас. Не один год трудилась Лариса Ларионова дояркой на ферме. Позже поработала практически на всех производственных участках экспериментальной базы «Тулово». Отучившись на тракториста, могла управлять двумя видами тракторов с колесным и гусеничным ходовым агрегатом, но не случилось — муж не разрешил водить такую технику. Он был в хозяйстве мастером-наладчиком техники и ее взял к себе помощником по слесарному делу. Семейный подряд с весны и до поздней осени выполнял техобслуживание тракторов в полях. Трудились бок о бок, пока в дом не постучалась беда. Супруг заболел туберкулезом, перенес тяжелую операцию на легких. Пока он проходил реабилитацию, Лариса Дмитриевна работала за двоих. Подставляла плечо на самых сложных участках. Развозила обеды, взвешивала на весовой зерно и картофель, замещала заведующего фермой и заболевших шоферов, перевозила на тележке уголь для местной котельной… Трудилась она, не зная выходных и праздников, днями пропадала на работе, а утром и вечером усердствовала дома, ведь всегда держали корову и другую живность. Была Лариса активной и в общественной жизни хозяйства: состояла в сандружине, пела в хоре, устраивала для коллег посиделки с баяном. Всегда слыла дружелюбной и отзывчивой. Даже похоронив супруга и одну из дочерей, не утратила воли к жизни. Продолжала работать, будучи на пенсии. За свои трудовые заслуги имеет несколько медалей.



— Всегда стараюсь помочь каждому. В войну люди друг другу помогали, хоть всем было тяжело, а сейчас, в мирное время, как отказать-то? — отмечает Лариса Ларионова. Она любит встретиться со своей бывшей коллегой по экспериментальной базе «Тулово» Галиной Мурашко. За просмотром фотоальбома, где уместилась вся история хозяйства, которого уже нет, время пролетает незаметно. Листают и газеты прошлых лет. Ветеранам труда есть что вспомнить и обсудить.

Сейчас Лариса Ларионова живет с сыном. У нее шестеро внуков и семеро правнуков, но она намерена дождаться еще и праправнуков и дать им единственно верный наказ: что бы ни случилось, нужно беречь мир, любить жизнь и работать на совесть.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ЛЮБОЧКА. Фото автора.