«Когда объявили о начале войны, мы не могли поверить». Лихолетье разделило жизнь Натальи Комаровой на «до» и «после»

logo
Понедельник, 15.06.2020 18:23 | Рубрика: Беларусь помнит
01275

Война внесла свои коррективы в планы миллионов людей, тысячи юных мальчишек и девчонок повзрослели в одночасье, отказались от личного счастья и стали на защиту родной земли.

На начало войны Наталье Комаровой, уроженке деревни Бор Суражского района, было всего 20, после учебы в Витебском сельскохозяйственном техникуме она работала агрономом в одном из колхозов Городокского района.

— Когда объявили о начале войны, мы не могли поверить, – вспоминает Наталья Михайловна июньские дни 1941-­го. — Думали, что это просто страшный сон, какая­-то ужасная ошибка… Что совсем скоро все должно стать на свои места, но так не случилось. Наш прежний уклад жизни был полностью разрушен, а ведь еще совсем недавно так красиво весной цвели сады и нам, молодым девчонкам, очень хотелось влюбиться…

Когда стало понятно, что немцы вот­-вот будут в Городке, Наталья впопыхах собрала вещи первой необходимости, любимые книги и рванула домой к родителям в Суражский район. Она еще не знала, что отец и старший брат Николай уже ушли на фронт. С войны их так и не дождались, оба числятся пропавшими без вести. Во время оккупации семья выживала как могла, хоть из деревни и не уехали, еды не хватало катастрофически. Близился к завершению 1943 год. Суражский район освободили от немцев. Чтобы помочь маме прокормить еще четверых ребятишек, Наталья отправилась в поисках хоть какой­-то работы в Сураж. На обратном пути заглянула в воинскую часть, где ей предложили место: нужен был человек на одну из станций военно-­полевой почты. Не долго думая, согласилась, хоть родные и отговаривали. Так в ее судьбе случился Прибалтийский фронт, затем 2-­й Украинский фронт. Вспоминать о том времени Наталья Михайловна не любит. Говорит, что ничего особенного не делала, не геройствовала, в боевых действиях участия не принимала.

Она ответственно выполняла то, что поручали: принимала и отправляла солдатские треугольники, почтовые карточки, сортировала их по направлениям, старалась, чтобы они не задерживались, ведь понимала, что каждое такое письмо, каждая посылка от отцов и матерей, родных и знакомых дают бойцам силы и вдохновляют на подвиги.

Не менее скрупулезно работала и с письмами родных солдатам.

Позже Наталья отучилась на курсах офицерского состава в Подмосковье. В мае 1945­го после демобилизации поступила на службу в КГБ. Жила во Львове, работала статистиком в райкоме партии, затем кадровиком на местном мехстеклозаводе. В этом же городе повстречала свою любовь: вышла замуж за офицера Николая Комарова. Со своим Григорьевичем, как любила она его называть, прожили душа в душу более 30 лет, но детей так и не дождались. После смерти супруга Наталья Михайловна приняла решение вернуться на родину в Беларусь, чтобы быть ближе к сестре, брату, их детям и внукам.

За мужество и самоотверженность, проявленные при защите Отечества, личный вклад в Победу в Великой Отечественной войне Наталье Комаровой в 2001 году присвоено воинское звание лейтенанта, имеет она и награды: орден Отечественной войны II степени и несколько юбилейных медалей. В декабре этого года Наталья Михайловна отметит 100-­летний юбилей, и, несмотря на такой почтенный возраст, многое по дому еще делает сама. Только в последнее время стала гораздо чаще пользоваться услугами социального работника.

— Я и сама потихоньку могу сходить в аптеку или в магазин. После пережитой войны мне уже ничего не страшно, даже вирус, — отмечает Наталья Михайловна. — Но нужно соблюдать рекомендации врачей, ведь так мы обезопасим себя и поможем им справиться с эпидемией. А вообще и в таком возрасте очень хочется жить, даже только ради того, чтобы увидеть в очередной раз, как цветут сады.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ЛЮБОЧКА. Фото из архива Натальи Комаровой.