На острие его пера. В преддверии круглой даты в редакцию заглянул ветеран нашего издания Михаил Конон

logo
Четверг, 14.01.2021 15:44 | Рубрика: 30-летие «Витьбичей»
01101
И почти в 80 лет он бодр и молод духом. Михаил Семенович получает на дом каждый свежий номер нашей (своей!) газеты, и ему есть что сказать о ее истории, современном облике и наполнении.

Михаил Семенович — журналист и писатель, член Союза белорусских писателей — посвятил профессиональной деятельности более 30 лет, из них 15 лет, с 1991­го
по 2006 год, работал в «Витьбичах», со времени выхода ее первых номеров.

— В год основания газеты, когда другие издания увидели в нас конкурентов и отказывали в рекламе, мы, чтобы заявить о себе, напечатали более 10 тысяч рекламных листовок и, договорившись с аэроклубом, пачками разбрасывали их над городом с вертолета. Это было впечатляющее зрелище. Винтокрылая машина зависала над Пролетарской и площадью Победы, центральными улицами и рынками. Люди с удивлением ловили листовки и узнавали из них о том, что в Витебске появилась новая газета с названием, созвучным древним славянским племенам — кривичи, родимичи… «Витьбичи».

Журналисты брались за интересные темы, проблемные материалы, в редакцию приходило множество писем с отзывами, жизненными историями. Кто-­то просил о помощи, кто­-то благодарил за публикации. Люди видели, что это живая, смелая, острая на перо газета, у которой есть индивидуальность. Каждый журналист приходил со своими идеями. Новые предложения о темах для публикаций, о том, как повысить популярность издания, организовать встречи с подписчиками, наполняли редакцию. Не­удивительно, что меньше чем за 10 месяцев со дня выхода первого номера газета увеличила тираж в десять раз! С 3 тысяч до 30 тысяч экземпляров. А самый высокий тираж за 30-­летие выхода газеты составлял свыше 70 тысяч.

— Главный редактор издания Нина Тулинова все годы своего руководства является для коллектива газеты локомотивом, — говорит Михаил Конон. — Мы проводили и другие рекламные кампании, совершенно новые в то время. С гармошкой и громкоговорителем отправлялись на самый популярный в 90­е рынок «Динамо». Люди шли за покупками, а мы агитировали их выписать «Витьбичи». Многим такой креатив нравился, и они охотно соглашались стать нашими подписчиками. А выписав газету, оставались постоянными читателями на многие годы, — вспоминает Михаил Семенович. — Подписную кампанию проводили даже в общест­венном транспорте, исполняя для пассажиров частушки под аккомпанемент гармошки! Поездка для наших подписчиков была тогда бесплатной по договоренности с троллейбусным депо.

Проводили среди читателей лотереи, конкурсы. А нужно сказать, что это были годы огромного дефицита, когда ввели отрывные купоны на товар. Призы у «Витьбичей» были самыми разными — от продукции обувной фаб­рики «Красный Октябрь» до сахара, который, в то сложно поверить молодому поколению, был одним из самых дефицитных товаров. Большие мешки с сахаром доставляли в качестве подарков и на лучшие почтовые отделения, среди которых проводили конкурс на наибольшее число подписавшихся на газету.

2021 год — год 30­летия газеты «Витьбичи». 2 марта 1991 года вышел ее первый номер. Мы, начиная с пятилетней даты, подробно рассказывали об истории ее создания, об основных событиях. За 30 лет коллектив, который сформировался к выходу газеты «Витьбичи», развивал ее, заво­евывал авторитет на рынке средств массовой информации, уже полностью сменился.

Появилось издание в очень сложное время, когда пустели полки в магазинах, останавливались предприятия, люди, чтобы заработать, «челночили» в Польшу… И в то же время газету поддерживали предприятия города, помогали закупать бумагу, проводить лотереи.

Обычно круглые даты мы вместе с читателями отмечали широко в теплое время года в Летнем амфитеатре. На сегодняшний день пока не определились, как будем праздновать 30­летие, будет ли это масштабно или ограничимся кабинетом редакции.

Но решили на страницах газеты вспомнить эти годы с помощью первопроходцев, ветеранов редакции, с которыми поддерживаем постоянную связь. Встретимся в этой рубрике и с многими нашими преданными читателями, проследим за судьбой некоторых героев газетных публикаций. Подключайтесь к этому и вы, наши дорогие читатели, вспомните, какую роль сыграла газета в вашей жизни.

Нина ТУЛИНОВА.

Дефицитом была и газетная бумага, без нее невозможно выпускать издание. Достать тонны бумаги для типографии каждый раз стоило больших трудов. Главному редактору и коллективу в те непростые годы приходилось думать не только об интересном наполнении газеты, но и о том, как выжить, материально­технически обеспечить выход издания, решать совсем не творческие вопросы. Быть и журналистами, и мене­джерами.

— Достать бумагу в Беллесбумпроме и России удавалось по бартеру. Помогали Витебский ковровый комбинат и фабрика «Красный Октябрь», на ковры и обувь ее выменивали в нужном количестве, — рассказывает ветеран, которому приходилось ездить в Минск для решения этого вопроса.

Михаил Конон считает, что тот, кто работал в «Витьбичах», сможет работать потом в любом издании, даже республиканском, вот такая здесь школа!

— В годы работы у меня было много интересных встреч, публикаций: серия очерков о поездке в Сургут, в Сибирь в составе делегации журналистов для ознакомления с условиями работы людей, интервью со знаменитостями во время «Славянского базара»… Одним из любимых моих жанров было интервью от «А» до «Я», когда составлял для собеседника вопросы на каждую букву алфавита. А если говорить о герое публикации, который оставил особый след в душе, то это Иван Мартынов — человек-­кремень. Оставшись в детстве без обеих кистей рук (оторвало взрывом снаряда), он в зрелые годы содержал пасеку, откачивал мед, рубил дрова, ловко управляясь с топором, был хорошим рыбаком. На рыбалке мы и познакомились, это занятие и мне по душе, на зимнюю выезжаю и сейчас. А еще пишу книги, готовлю к выходу в свет пятую.

«Ни дня без строчки» — по прежнему актуально для Михаила Конона. Темы, которые Михаил Семенович вел в «Витьбичах», были разнообразны: от жилищно­-коммунальной до пожарной и правоохранительной.

Последняя была ему близка потому, что Михаил Семенович пришел в журналистику из правоохранительных органов, окончив соответствующий факультет БГУ, жажда к писательству, которая проявилась в нем с детских лет, взяла свое.

Михаил Конон пожелал журналистам, которые сейчас работают в газете:

— Каждое время несет свои вызовы. Сейчас у газеты появился серьезный конкурент — интернет, соперничать с которым сложно. Значит, нужно искать новые подходы, чтобы быть интересными читателям. Терпения, боевитости, чаще писать от первого лица, не просто констатировать факты, а размышлять, выражать свое мнение, собственный взгляд.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Екатерина ПУЧКОВА.