Торговые объекты создают привлекательный имидж Витебска, а «стихийные» торговцы продолжают его портить и наносить вред здоровью горожан

logo
Четверг, 22.06.2023 11:59 | Рубрика: Общество
02372

Витебск растет и развивается. С каждым годом в нем становится все больше магазинов, рынков и торговых центров, появляются новые места и площадки для розничной торговли.

В конце мая Витебским гор­исполкомом было принято решение, в котором сделан акцент на повышение качества торгового обслуживания в областном центре, обозначены перспективы развития этой сферы.

Особое внимание в нем уделено внешнему виду стационарных и нестационарных объектов торговли, состоянию прилегающей к ним территории. Актуальные информационные таблички, красиво оформленные витрины, исправные светодиодные вы­вески, благоустроенная входная группа — все это, казалось бы, мелочи, но именно они создают привлекательный имидж родного города.

— В 2022 году Витебским горисполкомом были утверждены требования, которые предъявляются к внешнему виду нестационарных торговых объектов, летних площадок, — пояснил начальник управления торговли и услуг горисполкома Александр Алексеевич. — Они должны гармонично смотреться на фоне фасадов прилегающих зданий, соответствовать стилистическому и колористическому решению застройки. При установке нестационарных объектов не должны блокироваться проездные пути для движения транспорта аварийно-спасательных служб, эвакуации людей, необходимо обеспечить комфортные условия для покупателей из маломобильных групп.

Материалом наружной отделки может быть металл, дерево, ткань со специальной обработкой, а вот использование черепицы, рубероида, кирпича, строительных плит, полиэтилена не допускается, как и использование искусственных цветов для украшения. В этом плане преимущество лучше отдать зеленым насаждениям в кадках, ящиках, кашпо и другим видам цветочного оформления.

Четко регламентируется процент остекления павиль­онов, высота декоративного ограждения, расстояние до края проезжей части и многое другое.

Дополнительные требования предъявляются к внешнему виду и размерам павиль­онов, расположенных на территориях, прилегающих к историко-культурным ценностям.

Кому закон не писан

Пока одни владельцы стационарных и нестационарных объектов торговли стараются сделать все, чтобы их павиль­оны, летние площадки стали украшением областного центра, другие предпочитают закрывать глаза на установленные требования. С ними будет проведена необходимая разъяснительная работа, подчеркивает Александр Алексеевич.

Больше внимания стало уделяться «стихийным» торговцам, реализующим продукты питания и товары широкого потребления прямо на пыльном асфальте. Очень часто во время проверок они ссылаются на нехватку мест на рынках, хотя зачастую просто лукавят, не желая платить арендную плату, налоги, тратить время на оформление необходимой документации. Их жажда наживы может дорого обойтись наивным
покупателям.

— При покупке некачественных продуктов в местах несанкционированной торговли их невозможно обменять, получить компенсацию в денежном эквиваленте, а в случае отравления нереально наказать нерадивого продавца. Законы, призванные защищать потребителя в случае продажи ему некачественного товара, в таких ситуациях уже не действуют, ведь потребитель сам сознательно пошел на риск, — предупредил начальник управления торговли и услуг горисполкома. — А между тем различных магазинов в городе, как говорится, на любой вкус и кошелек.

В областном центре функционирует свыше 4200 объектов розничной торговли, 26 торговых центров, 6 рынков, на которых создано 372 места, где люди могут реализовывать продукцию, выращенную на своих приусадебных участках. И вот очень красноречивый факт: в прошлые выходные невостребованными остались 145 из них. Почему-то нерадивых продавцов как магнитом тянет именно на грязный тротуар.

Легальные покупки — вклад в развитие

Большую работу по наведению порядка на своей и прилегающих территориях должно провести руководство рынков города, которому следует не только обеспечить соблюдение требований к внешнему виду и размерам нестационарных торговых объектов, но и исключить факты несанкционированной торговли. В решении последней проблемы активное участие также примут администрации районов города, сотрудники милиции, налоговой, службы МЧС, Витебского зонального центра гигиены и эпидемиологии. Ими будут проводиться еженедельные рейды. Повышенное внимание уделят территориям, прилегающим к путепроводу «Полоцкий», домам № 72 по проспекту Фрунзе и № 34 по улице Чкалова, ТЦ «Чкаловский», рынку «Южный», площади Пролетарской.

— Совместными усилиями нужно воспитывать у жителей нашего города потребительскую культуру, — подчерк­нул Александр Алексеевич. — Люди должны отдавать себе отчет в том, что официально работающие торговые объекты платят налоги, которые идут на реализацию городских программ и проектов: от благоустройства до транспорта и медицины. И легальные покупки — это тоже наш вклад в развитие областного центра.

Обсудим?

А что по этому поводу думают сами витебчане? Покупают ли они продукцию с асфальта? И как предлагают направить стихийную торговлю в цивилизованное русло?

Анна МАКСИМОВА, пенсионерка:

— Однозначно на этот вопрос сложно ответить. Смотря что продают. Если дачные яблоки, то их купить можно, во всяком случае, они намного вкуснее и полезнее «заморских». Пенсионеры, имеющие дачи, вышли в сад, нарвали яблочек прямо с веток и принесли сюда. Можно у них купить огурчики, свежую зелень. Дома все это нужно хорошо помыть.

Ну а соленья, варенья, мясные и молочные продукты я не покупаю на улице, понимаю, что это
очень опасно.

Наверное, для перекупщиков нужно ужесточить наказания. А вот прогонять людей, которые хотят продать излишки с огорода, неправильно. Не у каждого пожилого человека есть лишние деньги, чтобы платить за место на рынке. Может, стоит принять на вооружение минский опыт, когда пенсионерам-дачникам места на рынках выделяются бесплатно.

Сергей ВЛАСОВ, медицинский работник:

— Считаю полный запрет на несанкционированную торговлю правильным. Во-первых, торговля на улице ведет к беспорядку, посмотрите, что остается в конце рабочего дня. Уличные продавцы не убирают после себя территорию, за них это делают дворники. Они деньги взяли, товар загрузили в машины и уехали. Живут в других районах города, с чистыми дворами, без всяких рынков, а у кого-то под окнами — как на помойке.

Во-вторых, когда бабушки продают соленья, мне понятно, что лишняя копейка им не помешает. Но как покупатель может быть уверен, что бабушка положила туда именно те специи и добавки, которые нужны, и случайно не спутала их, допустим, с отравой для тараканов? И что она
помыла руки, прежде чем квасила эту самую капусту? А в каком тазу?

Понятно, что такая продукция значительно дешевле, но не факт, что полезнее. Никто не отменял такие болезни, как туберкулез, а значит, покупателям нужно быть осторожными. Не стоит доверять людям, которые прямо возле проезжей части торгуют продуктами питания. Я сам видел, как, к примеру, на ящике, почти что на земле, лежало сало, которое то и дело клевали воробьи. Неужели кто-то захочет его съесть?

Марина КРЫНКОВА, юрист:

— Конечно, несанкционированную торговлю нужно запретить.

Не стоит экономить на себе. В магазине, конечно, чуть-чуть дороже, но безопаснее. Администраторы магазинов, их владельцы прекрасно знают, что несут ответственность за товар, поэтому не дают ему залеживаться.

А чтобы воздействовать на покупателей «подпольных» товаров, предлагаю организовать масштабную антирекламу несанкционированной торговли, показать ее отрицательные последствия для населения. При этом использовать билборды в городе, общественном транспорте, поликлиниках.

Покупая на улице у незнакомых людей продукты питания, люди подвергают свое здоровье опасности. Нет гарантии, что продукт соответствует всем нормам. Нет гарантии,
что сам продавец
не имеет какого-либо заболевания.

Вместо послесловия

Повлиять на ситуацию с несанкционированной торговлей в городе под силу каждому витебчанину. Ведь пока люди поощряют продавцов, создавая своим спросом предложение, никакие административные методы не смогут возыметь должного воздействия. Покупатель наказывает себя сам, добровольно оплачивая товар сомнительного качества, в итоге имея экономию на копейку, а ущерба — на рубль. Так что пунктуация экономическая, социальная, правоохранительная не определяет место постановки запятой в ситуации со стихийной торговлей «убрать нельзя оставить».

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Мария БУДКЕВИЧ.