Михаил Корольков: "Никогда не забуду тот день, когда играл на улице и увидел колонну вооруженных немцев"

logo
Четверг, 22.06.2023 10:27 | Рубрика: Общество
01425
В первые часы или дни после начала Великой Отечественной войны многие из тех, кто находился вдали от государственной границы, еще не могли знать, через какие немыслимые испытания суждено пройти миллионам советских людей, всей стране. Воспоминания свидетелей тех страшных дней приобретают особую ценность с течением времени. Вот что рассказал витебчанин Михаил Корольков:

— Наша семья жила тогда в Витебске, в доме в 1-м Известковом переулке (сохранился до сих пор), как раз напротив пляжа на противоположном берегу Двины в Мазурино. - Папа был шофером, работал на полуторке, и еще портным — мастером золотые руки. Воевал в Первую мировую. После газовой атаки стал инвалидом — у него грудь была вся черная. В один из дней после начала войны, еще до прихода немцев, ранним утром мы увидели в небе огромное количество наших бомбардировщиков, которые довольно низко и тяжело летели куда-то на запад. «Будут Берлин бомбить», — с уверенностью заявили родители. 

День 11 июля никогда не забуду. Мы, мальчишки, играли на улице, когда вдруг услышали громкую музыку и рев моторов. А потом увидели колонну вооруженных людей в незнакомой форме. Это были немцы. Впереди ехали велосипедисты. За ними — много машин с солдатами. У них были закатаны рукава. Они играли на губной гармошке и горланили на чужом языке песню. Остановились возле нас. Подошел офицер с кобурой на боку, поднял руку и сказал порусски: «Внимание! Идите домой и передайте родителям, чтобы немедленно собрались на улице». Взрослым этот офицер сказал, чтобы немедленно покинули дома и переселились в подсобные строения — в сарай, хлев, куда угодно. А дома займут они сами, новые хозяева всей нашей жизни. 

И еще один случай врезался в память. В один из дней оккупации немец увидел почерневшую грудь отца сквозь расстегнутый ворот рубашки, крикнул: «Юде!» — и вскинул винтовку. Мама бросилась ему в ноги: «Он инвалид! Не еврей! Он болен!» Уж и не знаю, как ей удалось отстоять отца. А потом мы все — родители, я с братом и сестрой — попали в лагерь «5-й Полк», где и пробыли до самого освобождения города.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Подготовил Виталий СЕНЬКОВ. Фото автора.