"Большинство детей не рассказывают родителям, что над ними издеваются". Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга

logo
Пятница, 17.03.2023 13:17 | Рубрика: Общество
01212


Проблема межличностных отношений школьников всегда остается актуальной и затрагивает самих детей, их родителей и педагогов. Как распознать буллинг и пресечь травлю ребенка? На эту волнующую тему мы поговорили с психологом отдела общественного здоровья Витебского зонального центра гигиены и эпидемиологии Тиграном Никитиным.

— Английское слово «буллинг» синонимично словам «травля», «запугивание», «издевательство» и означает систематическое проявление агрессии одних против других, когда первые показывают свое преимущество в силе, талантах, уровне жизни, успешности, — поясняет психолог. — Каждый ребенок хоть раз сталкивался с унижением в школьный период. Буллинг встречается среди детей младших и средних классов, может проявляться в виде угроз, физических или словесных нападений, распространении слухов, оскорбительных жестов или действий, унижения через интернет (кибербуллинг).


— Тигран Алексеевич, как буллинг отражается на агрессорах и жертве?

— Во время нездоровой ситуации страдают все участники: и жертва, и агрессор, и наблюдатели, которые по каким-то причинам не вмешались. Очень часто абсолютно нормальные дети из благополучных семей, умные, красивые, дружелюбные, становятся жертвами травли в школе. Потому что его одноклассники уже привыкли выделять кого-то и унижать. Дети, пережившие моральные издевательства, коллективный бойкот, страдают от низкой самооценки, чувствуют подавленность и одиночество.

Ребенок-агрессор во время травли чувствует превосходство и получает опыт безнаказанности. Как правило, эти дети используют насилие, чтобы самоутвердиться за чужой счет. В перспективе такое поведение становится фундаментом для формирования асоциальных черт личности. Обвинять или ругать агрессора неэффективно — он начнет защищаться и еще больше озлобится.

Дети-наблюдатели стоят в стороне и делают вид, что ничего не происходит. Получают также негативный опыт бессилия перед властью толпы. Постоянно наблюдая сцены унижения, они перестают жалеть жертву и ожесточаются.

Буллинг — болезнь группы, и бороться с ней детям необходимо вместе с педагогом и психологом.
— К каким последствиям для подростка может привести травля сверстниками?

— Подросток, которого долгое время подвергали травле, потеряет уверенность, будет чувствовать себя униженным, замкнутым, изолированным от окружающих. Его будут преследовать чувство вины. Негативные эмоции, зацикленная ситуация издевательства провоцируют сильную тревогу, депрессию, изменение пищевого поведения. Постоянный стресс влияет на иммунную систему. В результате ребенок часто болеет и теряет мотивацию к учебе.

— На какие изменения в поведении ребенка родителям нужно обратить внимание?

— Большинство детей не рассказывают родителям, что над ними издеваются в школе. Первая причина — это боязнь расстроить родителей. Вторая, самая частая, — уверенность в том, что взрослые ничем не помогут и выбор позиции «я виноват, что стал изгоем, и сам должен во всем разобраться». Обычно родители обостряют непростую ситуацию фразами «ну давай постригись», «давай купим тебе новую одежду», «сам виноват», «значит, заслужил» и так далее. Это все не помогает. Даже если ребенок изменится, класс все равно найдет за что его травить.

Важно следить за поведением ребенка и всегда находить время для разговора. Обязательно наблюдать, в каком настроении ваш школьник приходит домой, прогуливает ли уроки. В порядке ли его личные вещи, одежда, на что тратятся выделенные деньги. Косвенные признаки травли — синяки, ссадины на теле.

Самое важное, что должно связывать детей и взрослых, — это доверие. В спокойной беседе скажите сыну или дочери, что вы готовы его защитить. Говорите чаще: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе решить проблему», «Вместе мы обязательно справимся».

— Взаимодействие родителей, педагогов и психологов может решить проблему буллинга?

— Если в классе наблюдается напряженная обстановка, родителям следует обратиться к классному руководителю, руководству учреждения образования и вместе с педагогами, школьным психологом найти решение проблемы. Одна из них — проработка ситуаций, собеседование со всей группой детей. Авторитетный взрослый должен обратиться к моральному чувству всего коллектива, четко назвать происходящее неприемлемым видом общения и закрепить главную установку — буллинг недопустим. Вместе с ребятами педагог может обсудить новые правила поведения в группе и следить за позитивными изменениями в ней.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Юлия ПРИЩЕПА.