Буханки, черепахи и... ватман... Какое отношения эти слова имеют к 125-летней истории витебского трамвая?

logo
Пятница, 23.06.2023 16:09 | Рубрика: Общество
02328

Однажды витебский трамвай переиначил судьбу Василия Павлючкова, за что он благодарен ему.
Сегодня Василий Михайлович профессионально занимается музейным делом — он директор витебского Музея истории частного коллекционирования
Знаете ли вы что...

... пробное движение трамваев в Витебске по всем направлениям началось 26 марта 1898 года. Из-за границы в Витебск было доставлено 18 моторных вагонов, каждый с двумя моторами в 25 лошадиных сил, и 15 летних прицепных вагонов. Моторный имел 32 места – 20 сидячих внутри и 12 стоячих на площадках; прицепной был рассчитан на 28 мест.

...из прочего имущества новое предприятие располагало также (по описям и отчетам): портретов государя – 2 штуки, икон – 2 штуки, саней – 2, железных лопат – 9 штук, зубил – 2, ломиков для стрелок – 18, сумок кондукторских – 38, свистков – 20.

... должность вагоновожатого (ныне – водитель трамвая) изначально называлась «ватман».

... в начале своей истории витебский трамвай представлял собой чисто мужскую компанию в лице ватмана и кондуктора. Первой женщиной-кондуктором стала Иоганна Ивановна Кейв – в связи с началом Первой мировой войны 1914 года мужчин начали мобилизовывать в армию.

... первые узкоколейные трамваи, появившиеся в Витебске в 1898 году и принадлежавшие бельгийской фирме, назывались «черепахой» за малую скорость и частые остановки.

... а вот трамваи с закругленными краями производства Рижского вагоностроительного завода (РВЗ), первый из которых появился на улицах Витебска 10 августа 1967 года, в народе прозвали «буханкой».

... в 1928 году для удобства пассажиров в каждом трамвае был установлен почтовый ящик.

... с 1965 года начала выходить газета управления Витебского трамвая «Трамвайщик».

... за всю историю существования витебского трамвая он останавливал свою работу всего два раза: в 1905 году в связи с забастовкой рабочих, в июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война.

... первый послевоенный пробный рейс трамвая на улицах Витебска состоялся 17 августа 1946 года, а полностью трамвайное движение восстановлено 5 октября 1947 года.

...первый участок трамвайных путей по улице Гагарина принят в эксплуатацию 31 декабря 1965 года, а ушел трамвай из этого района после реконструкции улицы Гагарина в августе 2020 года.

... 45 лет назад, 1 сентября 1978 года, в Витебске было открыто троллейбусное движение. Протяженность маршрута № 1 составила 8,4 километра.

... 10 сентября 1979 года решением Витебского областного Совета депутатов создано Витебское трамвайно-троллейбусное управление путем слияния управлений Витебского трамвая и Витебского троллейбуса.

...13 июня 2002 музею истории Витебского трамвая присвоено звание «Народный». Он был создан 20 ноября 1966 года.

... в 2013 году, когда витебский трамвай праздновал свое 115-летие, предприятие было награждено высшей международной транспортной премией «Золотая колесница».

...существует «Словарь нелитературных и нетехнических терминов, характерных только для Витебского трамвайно-троллейбусного управления», составленный его руководителем В. Павлючковым и опубликованный в книге «Витебский трамвай. Люди, события, факты» (2015 год). В нем 350 терминов. Например, «гитара» – элемент тормозной системы, «кантач» – электромонтер по контактной линии, «морковка» – пробойник для совмещения отверстий в рельсах и накладках, «юбка» – нижняя часть кузова локомотива.

... сегодня трамвай ходит в четырех городах Беларуси – в Витебске, Минске, Новополоцке и Мозыре.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Подготовила Наталья ДРОЗДОВА. Фото из архива.