Автоматизация, роботизация, оцифровка всех производственных процессов. За 15 лет «Альянспласт» сделал важный шаг в цифровое будущее

logo
Вторник, 06.02.2024 14:59 | Рубрика: Общество
01152

По традиции в начале февраля станут известны обладатели почетного звания «Человек года Витебщины». Церемония награждения пройдет уже в 15-й раз. Генеральный директор ООО «Альянспласт» Николай Силинов был в числе первых лауреатов в 2009 году. За 15 лет «Альянспласт» сделал важный шаг в цифровое будущее.

За 15 лет ООО «Альянспласт» сделало важный шаг в цифровое будущее: последовательно занималось автоматизацией и роботизацией, оцифровало все производственные процессы. По словам генерального директора Николая Силинова, если в конце 2000-х в цехах «пыхтел» один простой пневматический робот, то сегодня нероботизированными остаются единицы из термопластавтоматов, общий парк которых насчитывает более ста машин. Роботы выполняют большинство технологических операций.


В компании создана цифровая экосистема, которая дает возможность отслеживать и контролировать все аспекты производства в режиме реального времени.  А менеджмент серьезно готовится к тому, что предстоит обновлять основное технологическое оборудование примерно каждые 15 лет: только так сегодня можно совершенствовать качество продукции и наращивать производительность.

При этом «Альянспласт» остается очень сфокусированным бизнесом — это позволяет сохранять лидерство в отрасли. Показательная история случилась на недавней выставке, когда китайский конкурент пригласил на свой стенд и демонстрировал новые образцы продукции, по сути, копирующие витебские изделия.


— Мне хотелось его поблагодарить за то, что тем самым он помогает двигаться вперед нашей компании. А если серьезно, то такие действия партнеров по рынку заставляют уходить дальше в новые ниши и направления, осваивать более сложные изделия, то есть эволюционировать и перемещаться на более высокий уровень, не застревая в состоянии оптимистичного благодушия, — констатирует Николай Силинов.

Витебская вместо итальянской


Так случилось, например, с импортозамещением. Тема получила новый импульс из-за санкционных ограничений. Оперативно реагируя на спрос, «Альянспласт» заменил для крупнейших отечественных молочных предприятий упаковку ведущих европейских производителей. В ряде случаев это были уникальные решения, которые по силам только мощным игрокам. Важная оговорка: потенциал витебского производителя позволяет полностью удовлетворить потребности отечественных потребителей в полимерной упаковке.

Когда у ОАО «Туровский молочный комбинат» возникла необходимость срочно заместить итальянскую упаковку для линейки творожных сыров, руководство предприятия приехало в Витебск. В результате появилось  несколько вариантов сложных упаковочных решений, не имеющих аналогов в стране по форме и дизайну, с использованием инновационной технологии IML (она позволяет наносить этикетку на поверхность полимерной тары непосредственно в процессе ее изготовления).

В активе «Альянспласта» также проекты с гродненским  «Молочным миром» и брестским «Савушкиным продуктом», в том числе по специальной декорированной упаковке, изделиям сложной формы с IML. Причем порой ведущие европейские упаковщики отказываются от активности в белорусском направлении, узнав, что за дело взялся витебский конкурент.


— Для «Савушкина продукта» нам пришлось искать замену швейцарскому и итальянскому оборудованию. Цена  комплекса производительностью до 1,5 миллиона изделий составляет около 400 тысяч евро, а под объемы, требуемые заказчиком, понадобилось их несколько единиц. Плюс нужно подобрать сырье, этикету… Но главное — это компетенции и технологии, их не купишь так, как оборудование. Нашей команде такие задачи по плечу, — уверен Николай Силинов.

Опора на местный потенциал


Буквально за два последних года компания нарастила долю отечественного рынка в общем объеме производства до 35 процентов, тогда как долгие годы этот показатель не превышал и 10 процентов. Если в 2009 году на Россию отгружалось более 90 процентов, то сегодня — порядка 50. При этом витебский производитель удерживает позиции в тройке ведущих игроков на российском рынке с долей в 20 процентов. «Альянспласт» наращивает взаимодействие по импортозамещающей тематике с крупными партнерами, в частности, московским заводом сыров «Карат», который входит в тройку лидеров по плавленому и творожному сырам, и компанией «Умалат» (известный бренд 
натуральных рассольных сыров).

В целом география экспорта «Альянспласта» насчитывает более 40 стран, включая европейские, ближневосточные и Северной Америки. За 15 лет предприятие вышло на рынки большинства государств бывшего Советского Союза в Средней Азии и Закавказье, продает упаковку в Молдавию. С 2023 года идут отгрузки в Монголию.

На фоне растущей производственной успешности региональной компании не должны ускользать заслуги ее основателя и на ниве публичности. Николай Силинов остается одним из немногих витебских бизнесменов, которые не только делают, но и говорят. Он  комментирует, обсуждает, делится знаниями, а у него действительно есть чему поучиться. Его предпринимательский опыт — ценнейший ресурс, способный вдохновить других выбрать предпринимательскую стезю. Такие истории успеха отечественных бизнесменов способны заместить импортные предпринимательские сюжеты, что, пожалуй, не менее важно, чем импортозамещение технологий.

На повестке — транзит


— Николай Михайлович, давайте еще с помощью цифр опишем путь, пройденный компанией за 15 лет… Например, в 2008 году «Альянспласт» перерабатывал в месяц 450 тонн полипропилена… 

— Сегодня этот объем утроился. Причем тогда изделия были более материалоемкие, а нынче с толщиной стенок не более 0,4–0,5 мм, или почти в два раза тоньше. На смену небольшим литьевым машинам с одноместными формами пришло оборудование с шестью формами, что увеличивает производительность в разы. В цехах работают термопластавтоматы с усилием смыкания 250–300 тонн, тогда как раньше этот показатель был 50 тонн. Все эти годы «Альянспласт» занимался также повышением степени локализации производства. Для этого компания усилила инструментальную службу, приобрела 4 металлообрабатывающих центра. Это позволило минимизировать зависимость от иностранных поставщиков пресс-форм. Кроме того, мы создали строительное и ремонтное подразделения, расширили транспортную службу, в ее распоряжении более 30 автофургонов. 

Но штат компании вырос незначительно: если в 2008 году было 400 человек, то нынче — 490 специалистов с учетом созданного за этот период филиала в Шумилино (60 работников). Причем сегодня меньше людей работает непосредственно в цехах, а больше технических специалистов, которые занимаются сервисом.

— В одном из интервью конца 2008 года вы озвучили цель — приблизить предприятие к европейским меркам. Насколько удалось ее достигнуть? 

— В этом аспекте произошли колоссальные изменения и на производстве, и бытовых условий. Например, сегодня возводим более просторные новые цеха, оснащаем их грузоподъемными механизмами, чтобы облегчить труд людей. Расширяем офисные помещения. Что касается зарплаты, то ее средний размер по предприятию превышает 2,2 тысячи рублей — на мой взгляд, это достойная оплата для Витебского региона. Хотя, как известно, нет предела совершенству.

— Какую цель ставите сегодня?

— Подошло время задуматься о том, что будет после моего отхода от дел. Еще несколько лет назад такой вопрос не стоял на повестке, но время неумолимо. Важно сделать транзит полномочий максимально безболезненным. Поэтому проговариваем эти вопросы с семьей, формирую команду, которую учу принимать решения самостоятельно. Поверьте, это сложнее, чем добиваться выполнения распоряжения. В последнее время уже не вмешиваюсь в оперативную деятельность, сосредоточился на стратегических вопросах развития и перспективных проектах компании. Например, сегодня важно расширить позиции на российском рынке. Там много мелких производителей, которые неспособны решать актуальные задачи, требующие значительных инвестиций. После ухода ведущих западных упаковщиков их российские партнеры приходят к нам со сложными проектами. Спрос на наши компетенции возрастает, нужно занимать эти ниши.

Так что сегодня цель — помочь своей команде сделать шаг в будущее, используя мой опыт, знания и репутацию.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Сергей КОЧЕТОВ. Фото Олега КЛИМОВИЧА.