С Днем Победы бывшую малолетнюю узницу, ветерана труда Евгению Бекишеву поздравил коллектив ОАО «Лотос»

logo
Среда, 08.05.2024 09:58 | Рубрика: Общество
0565
Цветы, корзину с угощениями, сладости преподнесли Евгении Бекишевой заместитель директора — главный инженер Сергей Киричек, начальник сектора организационной и идеологической работы Светлана Аболина и председатель профсоюзного комитета Оксана Куцакова. Кроме того, зачитали поздравления от руководителя ОАО «Объединение «Лотос» Вадима Зарянкина.


Евгения Бекишева (в девичестве Борисова) родом из деревни Кулаково, тогда еще Суражского района. Мать с отцом до войны работали в колхозе. Когда началась война, Жене не было и четырех лет. Отца мобилизовали, с фронта он не вернулся.

В 1943 году маленькую Женю с мамой, как и многих других людей с оккупированной территории, фашисты отправили в лагерь «5-й Полк» в Витебске. Через некоторое время всех распределили по группам, погрузили в товарные вагоны. С Женей и мамой оказалась Наташа — двоюродная сестра девочки и другие родственники. Привезли их в Освенцим. Помнит Евгения, как накалывали номера.

— Номер матери — 65712, у меня был 65713, — вспоминает Евгения Бекишева. — С мамой нас разлучили. Вскоре я заболела, есть не могла. Спасала сестра Наташа, которой было уже 10 лет. Делилась всем, что было. Старались держаться вместе.

После Освенцима Евгения попала в лагерь Потулице, затем — в Лицманштадт. Дети были истощены, у всех брали кровь. Одним словом, чудом выжили.

После войны распределили в Киевский детский дом № 13. С Наташей разлучили. Она тоже находилась в Киеве, но в другом детдоме.

В первый класс Женя пошла там же. Уже знала украинский язык.

А вот Наташа помнила домашний адрес, поэтому вскоре написала письмо на Родину: может, кто-то из родственников остался жив. Через некоторое время приехал забрать девочек дядя, но с ним Женя не поехала. Она совсем его не помнила.

А потом вдруг приехала… мама, которая также чудом после лагерных ужасов осталась жива. Так она вернулась в родную деревню. Поначалу плакала. Все чужие, незнакомые. Не хотела учить и белорусский язык.
— Мама трудилась на кирпичном заводе, помню, когда я подросла, стала бегать к ней на работу, помогала, — вспоминает бывшая малолетняя узница.

Окончила семь классов Куринской школы. В 1954 году в 16 лет стала работать швеей на фабрике «Знамя индустриализации». Вышла замуж, построили с мужем дом, родили детей — дочку и сына.

Лагерный номер на руке с годами вытянулся, стал большим. Евгения Бекишева не раз слышала, как люди поговаривали, будто она заключенная, «блатная». Решилась пойти в поликлинику, вырезать ненавистные цифры. Врачи отказывались, говорили, что может наступить такое время, когда номер станет доказательством пребывания в фашистском концлагере. Женщина настояла на своем.


Спустя годы это действительно пришлось подтверждать. Мама Евгении Сергеевны была еще жива, и она помнила, что у дочки был номер на руке на единицу больше, чем у нее самой.

В 1970-х недалеко от дома Бекишевых построили мехпрачечную, сейчас это один из участков ОАО «Лотос». Евгения Сергеевна решила пойти туда гладильщицей. Как она вспоминает, работать было тяжело. Привозили белье с железной дороги, из воинской части, со многих предприятий. На «Лотосе» она отработала более 20 лет.

Спустя годы Евгения Бекишева побывала в Освенциме с делегацией от Беларуси, возлагали венки, зажигали свечи. Бывшая узница проходила по баракам, видела нары, горы детской обуви. Подводили к печам крематория.



— Все время звучала щемящая душу музыка. Хотелось плакать, — делится Евгения Сергеевна. — Душа разрывалась от жутких воспоминаний и рассказов о детях-узниках.

Сейчас у Евгении Бекишевой двое внуков, правнуки. Накануне Дня Победы она желает молодому поколению мирной жизни в мирной стране, чтобы ужасы войны никогда не повторились.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Ирина ГОРБАЧЁВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.