А кто там идет? Белорусы! О национальном самосознании белорусов поговорили с кандидатом исторических наук, доцентом Анатолием Дуловым

logo
Суббота, 24.02.2024 10:47 | Рубрика: Общество
01237
Белорусский песняр Янка Купала в одном из своих произведений поставил вопрос, глубинная суть которого фактически явилась национальной программой. «А хто там ідзе ў агромністай такой грамадзе? — Беларусы». В наши дни белорусы утвердились во всем мире как полноценная нация, образующая свое суверенное и независимое государство. О национальном самосознании, о том, кто мы такие, откуда взялись и почему об этом важно говорить сегодня, беседуем с заведующим кафедрой истории и культурного наследия Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, членом президиума правления областной организационной структуры Белорусского общества «Знание», кандидатом исторических наук, доцентом Анатолием Дуловым.


— Анатолий Николаевич, порой можно услышать, что белорусы нацией не являются, мол, они — всего лишь часть русского мира. Что бы вы сказали в ответ на подобного рода суждения?
— Исторически мы часть огромного русского, или восточнославянского мира. В марте 2023 года в обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь Президент нашей страны Александр Лукашенко подчеркнул: «Русское — это не только российское, это и наше». Все восточнославянские народы — и русские, и белорусы, и украинцы — в равной степени являются духовными наследниками Древней Руси. Именно в этот период формировались основы культурного кода белорусов. И, видимо, неспроста основными самоназваниями наших предков вплоть до XVIII столетия были слова «русь», «русин», «русский люд», «русский народ», что подчеркивало осознание ими исторических истоков, а также их «русскую» — православную (позднее униатскую) веру. А Великое княжество Литовское (ВКЛ) с XIV века официально именовалось Литовским и Русским. Но нужно понимать простую вещь: сегодня белорусы — отдельный народ, самостоятельная европейская нация, так же, как и русские, украинцы, и одним из наших главных национальных достояний являются суверенитет и независимость белорусского государства.

— Из учебника истории мы знаем об основных этапах развития этноса: племя — народность — нация. Когда и в связи с чем следует говорить о белорусах как о народности, а затем и как о нации?
— Белорусская народность формируется в XIV — XVI веках, в период существования ВКЛ. Сложилась территория белорусской этнической общности. Именно обособление «Руси Литовской» и «Руси Московской» стало решающим для размежевания белорусов с русской народностью. Естественной границей с будущими украинцами служил бассейн реки Припять с ее южными притоками. Консолидации этноса первоначально способствовал автономный статус Полоцкой и Витебской земель, а также относительная самостоятельность других княжеств на востоке Беларуси, а затем — централизация ВКЛ. Появлялись социально-экономические основы консолидации, сформировалась сословно-классовая структура общества, вырабатывались общие черты хозяйственной жизни. На основе живых говоров сформировались особенности литературного языка, который по традиции назывался «руським» («русским»). Так же назывались языки жителей украинских земель и Московского государства. Но все эти языки уже отличались между собой. Именно язык наших предков, названный учеными старобелорусским, был языком официального делопроизводства в ВКЛ. На нем велась документация, составившая архив великокняжеской канцелярии — Метрику ВКЛ. На нем написаны общегосударственные белорусско-литовские летописи и своды законов — Статуты 1529, 1566 и 1588 годов. Два последних и закрепляли официальный статус языка.

Нация подразумевает более высокий уровень консолидации этноса, чем народность, и приходит ей на смену. Главный признак нации — национальное самосознание, ощущение своей принадлежности к национальной общности, совмещенное с гордостью за свой язык, культуру, историю. Процесс формирования белорусской нации происходил в конце XIX — первые десятилетия XX века. Закономерным результатом процесса формирования нации стало возникновение национального движения и образование в начале ХХ века белорусской национальной государственности.

— Когда впервые в исторических фолиантах появилось название Беларуси?
— Первое упоминание Белой Руси относится к середине XIII века. Оно содержится в латиноязычном трактате «Описание земель», входящем в состав так называемой Дублинской рукописи. Впрочем, лаконичное упоминание Белой Руси еще не позволяет ее четко локализовать. В период с XIV по XVI век в текстах на латыни, на немецком языке употребляется название «Белая Русь», причем постепенно возникает его территориальная привязка: под Белой Русью понимают Подвинье и Поднепровье. В записи под 1382 годом польский хронист Ян из Чарнкова называет Полоцк замком Белой Руси. Наконец, мы знаем и имя, если можно так выразиться, первого белоруса — человека, который себя таковым назвал пусть и в греко-латинской форме. Это выходец из шляхты Полоцкого воеводства Соломон Рысинский. Поступая в 1586 году в университет в немецком городе Альтдорф, он записался как «левкоруссус», то есть «белый русин». Спустя два года в письме к немецкому другу Рысинский свою родину назвал «Левкороссией». А название «Белоруссия», первоначально связанное с Подвинско-Поднепровским регионом, распространяется на все наши земли только к концу ХIХ — началу ХХ века, в период Российской империи. Тогда же за населением закрепляется этноним «белорусы».

— Какую политику в сфере отечественной истории, укрепления национального самосознания проводит белорусское государство?
— В условиях глобальных вызовов современности историческая политика — один из важнейших факторов национальной безопасности. Не зря ей уделяется внимание на самом высоком уровне. В частности, по поручению Президента Александра Лукашенко был создан Республиканский совет по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь, в который вошли ведущие специалисты-историки. Историческая политика белорусского государства вырабатывается на научной основе и направлена на формирование у населения объективного образа прошлого родной Беларуси, который служил бы сплочению общества. Именно в контексте исторической политики появился новый государственный праздник — День народного единства, закономерной датой которого стало 17 сентября. Этот день отсылает нас к событиям 1939 года, когда белорусы воссоединились в границах единой державы. Позапрошлый и 2023 годы были объявлены соответственно Годом исторической памяти и Годом мира и созидания. С 2023-го День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь стал отмечаться как День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь. Священной для белорусов была и остается память о Великой Отечественной войне. Важную роль в формировании исторической памяти подрастающего поколения играет система образования. Сейчас ведется работа по совершенствованию учебных пособий по истории Беларуси для средней школы. При участии Генеральной прокуратуры подготовлены пособия для школьников по теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Во всех школах создаются музеи. В университетах действуют студенческие научно-исследовательские лаборатории по изучению истории Великой Отечественной. Введена обязательная учебная дисциплина «История белорусской государственности», в рамках которой студенты изучают вопросы возникновения и развития государственности от Полоцкого и Туровского княжеств до Республики Беларусь. Вышло учебное пособие под общей редакцией члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси И. А. Марзалюка. Игорь Александрович стал автором и ведущим телепередачи «Сімвалы беларускай вечнасці» на «Столичном телевидении». На основе вышедших передач в 2023 году была издана книга «Сімвалы беларускай вечнасці: гісторыя сімвалаў беларускай дзяржаўнасці». Ведется работа над созданием Пантеона национальных героев.

— Как известно, любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине.
— На Витебщине есть немало педагогов-подвижников, которые вовлекают учащихся в изучение родного края. В частности, у нас в университете работает научно-просветительский центр «Спадчына Віцебскай зямлі». Студенты имеют возможность в качестве волонтеров приобщиться к археологическим раскопкам, архивным исследованиям, к музейной и туристической деятельности, изучению языка и культуры Витебского Поозерья. Уже не первый год нами реализуется социальный проект — бесплатные курсы по истории Витебска для всех желающих на базе Витебской областной библиотеки имени В. И. Ленина. С февраля 2018 года курсы выходят в передаче «Вечерний Витебск» на телеканале «Витебск». Все это тоже элементы исторической политики.

— Россия была и остается нашим самым близким другом и союзником. Какие научные контакты установлены между белорусскими и российскими историками?
— Творческие и дружеские связи — самые тесные. Наша кафедра, в частности, в рамках подписанных соглашений сотрудничает с Санкт-Петербургским институтом истории Российской академии наук, Псковским и Удмуртским государственными университетами, а также с Государственным гуманитарно-технологическим университетом (город Орехово-Зуево Московской области). Не так давно началось наше плодотворное взаимодействие с Термезским государственным университетом (Республика Узбекистан), с историками которого мы реализуем совместный научный проект. Современные информационные технологии сближают. Мы проводим совместные научные конференции и семинары, участвуем в мероприятиях партнеров. В апреле 2023 года в нашей традиционной конференции «Актуальные проблемы источниковедения», организованной совместно с партнерами из России и Узбекистана приняли участие более 260 ученых. Проходят академические обмены. Наш университет выступает соучредителем авторитетного псковского исторического журнала «Метаморфозы истории», ряд витебских историков входят в его редколлегию. В июне минувшего года в Москве состоялся первый российско-белорусский форум историков, в октябре Минск принимал форум Союзного государства «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба». Во время этих мероприятий обсуждались проблемы совместной работы по сохранению исторической памяти и противодействию фальсификации истории, духовно-нравственного воспитания молодежи, изучения и освещения нацистского геноцида на территории Беларуси и России. А в ноябре был образован Международный экспертно-консультативный совет по истории, объединивший российских и белорусских ученых. В перспективе к работе совета планируется привлечь историков из других стран СНГ.

— Как бы вы оценили степень национального самосознания современных белорусов?
— Как высокую. Безусловно, белорусы состоялись как нация. Причем сегодня мы можем говорить о существовании не только этнической белорусской нации, но и нации политической, которая зиждется на государственном патриотизме и объединяет всех граждан Беларуси, независимо от национальности. Отсюда, кстати, и важность гражданской ответственности: мы с вами беседуем накануне единого дня голосования. Прийти на избирательные участки, сделать продуманный выбор — это также показатель высокого национально-государственного самосознания. Для славян издавна Родина — важнейшая ценность. Жить и трудиться на своей земле, защищать ее, строить свое государство, самим определять будущее — все это было и остается духовной потребностью для большинства белорусов.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Беседовал Виталий СЕНЬКОВ. Фото автора.