Как понять, что ваш ребенок стал жертвой буллинга, и повлияют ли издевательства в школе на его личность во взрослой жизни?

logo
Понедельник, 26.02.2024 11:49 | Рубрика: Общество
0875

Как понять, что ваш ребенок стал жертвой буллинга, повлияют ли издевательства в школе на его личность во взрослой жизни и почему история травли одного сказывается на судьбе каждого участника конфликта. О непростой теме мы поговорили с психологом Центра здоровья молодежи «Феникс» Витебского областного детского клинического центра Инной Титовой.

– Буллинг, к сожалению, не редкое явление в школах и других детских коллективах, – отметила она. – Взрослым нужно понимать, что травля в классе – проблема не одного человека, а всего коллектива. В буллинге есть три стороны: агрессор – авторитетная личность, имеющая сторонников, жертва и наблюдатели, которые боятся себя проявить, чтобы не вызвать гнев зачинщика. Жертве зачастую негде искать помощи: у ребенка нет поддержки в коллективе, он находится в состоянии паники и ужаса, потому что не знает, чего ожидать от очередного дня в школе. И если эту проблему не решать, в будущем можно столкнуться с серьезными последствиями. На фоне таких переживаний у ребенка может наступить депрессивное состояние, тревожное или посттравматическое стрессовое расстройство. Кроме того, человек, подвергшийся травле в детстве, в будущем может бояться вступать в близкие отношения, ему будет сложнее строить семью, заводить друзей. Я работаю с девушкой, которую сверстники буллили на протяжении всех школьных лет. Она настолько закрылась в себе, что в своих 18 лет не имеет друзей, опасается взаимодействовать с людьми, боится выйти на улицу.

Серьезная травля ребенка, у которого нет поддержки в семье, может привести к попытке суицида.

– По каким признакам можно понять, что ребенок стал жертвой буллинга?

– Нужно обращать внимание на изменения в поведении ребенка. Например, он раньше спокойно ходил в школу, а в последнее время стал всё чаще просить остаться дома, жалуется, что не хочет посещать учебное заведение. Либо вы заметили, что ребенок начал часто болеть или делать вид, что плохо себя чувствует: болит голова, живот. Конечно, такие симптомы могут указывать и на реальную проблему со здоровьем, к примеру, сильный стресс, который проявляется в виде болей. Но систематические пропуски занятий по этой причине могут указывать и на неблагополучие в школьном коллективе: ребенок выдумывает болезни, чтобы не идти туда, где его обижают.

Внимательно нужно отнестись и к порче школьных принадлежностей ребенка. Если у него стали чаще ломаться ручки, карандаши, рваться тетрадки, пачкаться вещи, и он не рассказывает, почему и как это происходит, следует насторожиться.

Родители могут поговорить с классным руководителем, спросить, что происходит в классе, есть ли у вашего сына или дочери друзья. Иногда учителя замечают такие проблемы и могут больше рассказать о происходящем. После нужно обязательно поговорить по душам с ребенком.

– Как лучше начать разговор?

– Предпочтительнее беседовать вечером: ребенок уже отдохнул после школы, его психика расслаблена. Обратите внимание на его состояние через я-сообщения: «Я вижу, ты печалишься, мне кажется, тебя что-то беспокоит, ты переживаешь, не хочешь ходить в школу». Поговорите о его чувствах, создайте доверительную атмосферу, чтобы ребенок захотел раскрыться. Помните, что бы ребенок не рассказывал вам, вы должны оставаться на его стороне.

Если ваш сын или дочь говорит, что не имеет друзей, задавайте уточняющие вопросы: «Кто-то один не дружит с тобой или весь класс?». Ведь буллинг не просто детская ссора с одноклассником, а негативное явление, когда большая часть коллектива выступает против одного. При травле не обязательно бьют и портят вещи: молчание и игнорирование тоже относятся к буллингу.

Если ребенок не делится проблемой с родителями, значит не доверяет им, боится осуждения или ранее был в ситуации, когда значимые для него взрослые не помогли, обесценили его проблемы и переживания

– Как помочь ребенку, который стал жертвой травли?

– Родителям необходимо пойти в школу и разобраться в ситуации. И даже если ребенок просит «не надо, будет хуже», ему нужно объяснить: «Ты один не справишься с ситуацией. Я вместе с тобой и не дам тебя в обиду». Ребенок должен почувствовать, что родитель настроен решительно и готов идти до конца, пока проблема полностью не исчезнет.

Чаще бывает по другому: мама сходила один раз в школу, поругалась и ушла. Дальше в учебном заведении проблему не решают, и ребенок снова остается с ней наедине. В этом случае буллинг становится сильнее, потому что агрессор видит: от жалоб жертвы толка нет. С травлей нужно бороться до полного разрешения ситуации. Если буллинг не прекращается, классный руководитель ничего не делает, идти к завучу, писать официальное письмо директору и даже обращаться в управление по образованию. Решать проблему с травлей – не задача родителя и психолога по отдельности, это подготовка и реализация комплексных мер, инициировать которые должно учреждение образования.

Учитель или школьный психолог должны обладать знаниями, как работать с буллингом. Часто ими совершается одинаковая ошибка. Они приходят в класс и говорят: «Посмотрите, какой наш Ваня замечательный мальчик, почему вы с ним так плохо обращаетесь?». То есть педагог давит на жалость, а в случае с травлей ни в коем случае нельзя этого делать, потому что жертва и так чувствует эмоциональное давление, сталкивается с унижениями.

Если же вызывать агрессора в кабинет завуча или директора и просто отругать, то буллинг перейдет в скрытую форму: уйдет в интернет или станет более изощренным.

Нужно работать в целом с коллективом, четко сообщить: «Наш класс столкнулся с серьезной проблемой – травлей. Такого быть не должно». Никаких имен и фамилий! Далее следует на классных часах больше говорить про общечеловеческие ценности. Школьный психолог может сделать социометрию, провести опрос, чтобы проанализировать ситуацию.

Если с классом грамотно вести работу, травля чаще всего останавливается. И уже тогда родитель может решать, оставлять ребенка в этой школе или перевести в другую. В этом случае он уйдет не жертвой, а на равных: «Я ухожу, потому что мне не хочется быть здесь, а не потому, что я испугался, и вы меня выгоняете».

Но не стоит уходить из учебного заведения в кризисный момент, иначе у ребенка сформируется мнение, что мир непредсказуемый и опасный, он никогда с этим не справится. И в другую школу он придет будучи в позиции жертвы, может заранее ждать, что там произойдет то же самое. Ко мне часто приходят на прием родители и говорят, что поменяли 3-4 учебных учреждения, а у ребенка все равно нет друзей.

– А как быть родителю, если он узнает, что его ребенок зачинщик буллинга?

– Иногда агрессору помощь нужна еще больше, потому что чаще всего они вырастают в авторитарных семьях, где много насилия и грубости, или тех семьях, где ребенка не замечают, есть сильная конкуренция за внимание родителей среди братьев и сестер. В последнем случае ребенок приносит эту конкуренцию в класс.

– Можно ли составить среднестатистический портрет жертвы и агрессора?

– Есть мнение, что жертвой становится ребенок с особым складом характера или особенностями во внешности. Но сколько я ни сталкивалась с буллингом, травят чаще всего обычных детей из обычных семей. Просто они по каким-то причинам не нравятся авторитетному ученику, который и начинает травлю.

А вот агрессор чаще всего – ребенок, который вынес из семьи установку: нужно действовать с позиции силы. Если с ним не проработать эту проблему, то он и в дальнейшем будет по такой же схеме выстраивать свою жизнь, отношения с окружающими.

– Нужна ли помощь психолога наблюдателям травли?

– Да. Свидетели буллинга либо молчат, но внутри переживают сильные эмоции, боятся превратиться в жертву, либо вынуждены принять сторону агрессора, и им тоже неспокойно. Есть такое понятие, как травма свидетеля. Это когда люди видели насилие и не могли ничего сделать, в итоге они лишены чувства безопасности, и это развивает повышенную тревожность.

Поэтому, если родители знают, что в классе была травля, им нужно поговорить с ребенком, спросить, как он себя чувствует и нужна ли ему помощь. Если произошедшее прорабатывается и не остается незамеченным, наблюдатели понимают, что зло наказывается, что есть сила, которая может помочь слабому человеку.

Стоит помнить, что столкнуться с буллингом ребенок может не только в школе, но и в интернете. Здесь вам могут помочь ресурс Pomogut и совместная кампания МТС и ЮНИСЕФ «За безопасное детство», где рассказывают, как распознать и избежать опасности в сети.

Справка

Центр здоровья молодежи «Феникс» является структурным подразделением Витебского областного детского клинического центра. В нем бесплатно, конфиденциально и анонимно оказывают подросткам помощь в сохранении и укреплении репродуктивного, психологического и соматического здоровья.

Центр расположен в здании областной клинической детской поликлиники по адресу: Витебск, улица Чкалова 14-В, имеет отдельный вход.

Записаться на прием к психологу Центра здоровья молодежи «Феникс» можно по телефонам: 8(0212) 60-77-31 или 8(0212) 67-78-85.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: По информации пресс-службы ЮНИСЕФ в Беларуси подготовила Мария БУДКЕВИЧ.