Корреспондент «Витьбичей» побывал на необычной экскурсии, объехав город в салоне старого трамвайчика

logo
Среда, 23.08.2023 11:13 | Рубрика: Культура
04869

Ну конечно же, этот совместный проект областного краеведческого музея и ОАО «Витебскоблавтотранс» мог родиться только в нашем городе! Его появление связано с недавним важным торжеством – 125-летием открытия в Витебске трамвайного движения. Витебский трамвай – первый в Беларуси и один из старейших в России и в мире.

Возрожденный для добрых дел

Экскурсия организована на трамвайчике серии КТМ-8 Усть-Катавского завода, который в витебском депо отреставрировали и вернули к жизни старенький трамвайчик мастера витебского депо. К слову, участие в этом принимал и лауреат почетного звания «Витебчанин года-2023» Виктор Нестерович, трудовая династия которого как раз зародилась в конце XIX века, когда в городе над Двиной пошел первый трамвай. И вот теперь вагончик, который перевозил пассажиров еще в далеких 1990-х годах, выйдя на «пенсию», превратился в экскурсионный. Гидами в этом оригинальном музее на колесах выступают тоже люди необыкновенные, влюбленные в город и его историю: заведующий музеем истории частного коллекционирования, прежде десятки лет проработавший в трамвайно-троллейбусном управлении и возглавлявший его Василий Павлючков, и сотрудники областного краеведческого музея Валерий Шишанов и Ксения Дружкова. Попасть к любому из них на экскурсию (а они до конца августа проходят по пятницам и субботам дважды в день) – это совершить двухчасовое путешествие в глубь веков на маленьком стареньком трамвайчике.

«Метр с кепкой» и «одной левой» – это от нас!

– Да, да, не сомневайтесь, эти выражения пошли от нашего трамвая! – сразу удивляет на месте сбора экскурсантов возле памятника первому трамваю и первому кондуктору Василий Павлючков. – Дело в том, что прежде бесплатный проезд в трамвае разрешался детям, чей рост не превышал метра, для этого в салоне была установлена специальная металлическая линейка. Некоторые родители, чьи дети оказывались выше отсечки и подпадали под оплату, пытались доказывать, что дело в кепке, но кондукторы (кстати, набирались из извозчиков) были людьми дисциплинированными, законопослушными и строгими. А вот водитель или, как его раньше называли, ватман (в переводе – «электрический мужчина») должен был быть еще и сильным, ведь управлять трамваем приходилось вручную, с помощью двух рычагов. Особой ловкости требовал левый контролер, и если ватман им овладевал, то есть мог свободно и с легкостью работать одной левой, его допускали к самостоятельной поездке.

Явление уникальное и загадочное

Инженерное сооружение, в конце XIX века воплотившее в себе все достижения человечества в области электричества, электротехники, металлургии и механики, витебский трамвай для того времени был как космический корабль многоразового использования в веке XX. В этом уникальность витебского трамвая, а его загадочность в том, что он пошел на год раньше, чем в Москве и на девять лет раньше, чем в Санкт-Петербурге. Почему? После глубоко насыщенного историческими и интересными фактами рассказа Василия Павлючкова, это безоговорочно признали оказавшиеся экскурсантами и гости из города на Неве – супруги Владимир, Юлия и их сын Евгений.

– Я сам историк и просто восхищен увиденным в Витебске, услышанным в этой поездке на стареньком трамвайчике! – поделился Владимир Ревякин. – Мы прониклись рассказом экскурсовода и теперь будем рекомендовать всем знакомым петербуржцам обязательно побывать в вашем городе и на замечательной трамвайной экскурсии в том числе!

Необычное путешествие в пространстве и времени на витебском трамвайчике длится два часа, его маршрут (а это около 30 километров в обе стороны) проходит от трамвайного депо по улице 5-я Фрунзе через улицу Смоленскую, Московский проспект, мост имени Блохина, улицу Будённого, мимо Железнодорожного вокзала и Полоцкого рынка с выходом на улицу Титова, где на разворотном кольце небольшая остановка.

Ведет трамвай один из лучших водителей Александр Дорофеев. Конечно, по пути следования на трамвайных остановках ему непривычно ловить удивленные взгляды людей, перед которыми по обыкновению Александр Сергеевич не открывает двери салона, да и окна его необычные – на них в виде ленты времени нанесены все основные вехи из истории витебского трамвая. Увидеть город через такие окна трудно, впрочем, и не обязательно с замечательным гидом, который по ходу движения музея на колесах ведет разговор многопланово, переходя от истории к современности. К тому же в салоне расположен большой экран для демонстрации фильма, созданного на богатом документальном наследии, с использованием уникальных фото- и киноматериалов.

А еще в салоне можно познакомиться с историческими экспонатами, установленными в специально оборудованной витрине: это образцы проездных билетов разных времен, касса-полуавтомат для продажи талонов, компостеры, кондукторские сумки.

И это все о нем

Представьте, какие люди пользовались услугами витебского трамвая! Несомненно, на его подножку мог вскочить Владимир Маяковский; среди пассажиров в разные годы были великий русский писатель Иван Бунин и художник Марк Шагал, ученый Жорес Алфёров, легендарный диктор радио Юрий Левитан, композитор Марк Фрадкин...

Экскурсию презентовали 24 июня, в День 1049-летия города и 125-летия открытия трамвайного движения в Витебске.

За летние месяцы посетителями трамвая-музея стали уже более тысячи горожан и гостей Витебска. Пик экскурсантов пришелся на дни проведения XXXII Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», когда, по словам создателей проекта, в группу на одну поездку записывалось до 40 человек с учетом стоячих мест.

Это интересно, ново и познавательно – отмечают все, кто побывал на необычной трамвайной прогулке-экскурсии. Она расширяет кругозор, дает дополнительное представление не только о значении трамвая в истории города, но и о самой истории Витебска и его достопримечательностях.

– Мы живем, учимся и работаем в Минске, – поделились подружки Анастасия и Анна. – Приехали отдохнуть в Витебск, узнали, что в музее истории частного коллекционирования можно записаться на экскурсию, и вот свое любопытство удовлетворили. Здорово, очень понравилось!

– Я как будто в детство вернулся, – признался Виталий Бельков. – Сам сейчас живу и работаю в Рогачёве, но мама и бабушка из Витебска, поэтому на лето приехал в родной город. Я всегда любил трамвай, потому что ребенком ездил на нем из Журжево, где жила бабушка, всегда интересно было наблюдать город из окон. А сейчас, когда так много узнал на экскурсии, понял, почему этот вид транспорта всегда был для меня таким притягательным. Для меня трамвай всегда был праздником, таким и остается! Трамвай и Витебск неразрывно связаны.

Владимир Ревякин, его жена Юлия и сын Женя увозят в Санкт-Петербург лучшие впечатления о витебском трамвае и фото на память – с Василием Павлючковым.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото автора.