Детективные истории в музее: как начальник Шумилинского отделения Департамента охраны стал заведующим и хранителем Художественного музея в Витебске

logo
Пятница, 25.08.2023 12:00 | Рубрика: Культура
02498

Человек, который изучил мир витебских художников, и (не пугайтесь) криминальный мир – Александр Богатёнок рассказывает, что в жизни ему удалось наблюдать различные проявления характеров.

Загадки Пэна

Начальник Шумилинского отделения Департамента охраны Александр Богатёнок, посещая Художественный музей в Витебске как зритель, и предположить не мог, что пройдет время, и он будет подниматься по кованой лестнице в залы этого храма искусства как заведующий и хранитель.

– Когда после службы в органах внутренних дел я стал офицером запаса, директор Витебского областного краеведческого музея Татьяна Старинская поверила в меня, дала карт-бланш и приняла на должность заведующего филиалом Художественным музеем. Меня всегда притягивала история, ее загадки: по первому образованию я педагог-историк, а картины Юрия Пэна и других живописцев в экспозициях музея – это окна в минувшее, сквозь которые можно смотреть в века, изучать улицы и улочки старого Витебска и ход времени.

– Загадки есть и в судьбе Юрия Пэна, и в судьбе его художественных полотен. Он не любил продавать свои картины и в декабре 1936 года, за несколько месяцев до гибели (художник трагически ушел из жизни в 1937-м) передал 850 картин в дар любимому Витебску, – рассказывает Александр Богатёнок. – Когда началась Великая Отечественная война, 203 произведения Пэна удалось эвакуировать одним из последних эшелонов. Они ехали в ящиках на открытых платформах из-под угля и были доставлены в Саратовский музей. Большая их часть после войны вернулась к витебчанам, и теперь самая большая коллекция – 183 картины – хранится в Художественном музее. До сих пор не известна судьба более 600 произведений, оставшихся в оккупированном фашистами Витебске. Их исчезновение, как и гибель Пэна, настоящие детективные истории, которые хотелось бы когда-нибудь разгадать. Горожане надеются, что эти работы все же спасены и где-то хранятся, и однажды их можно будет увидеть.

Историческое здание Художественного музея, одно из самых старинных сохранившихся в Витебске, 1883 года постройки. В нем ощутим дух той старины, когда в нем располагался Окружной суд. Юрий Пэн жил совсем рядом, его квартира находилась там, где сейчас расположен известный Синий дом, – рассказывает Александр Богатенок. – С балкона квартиры Пэна можно было, не выходя на улицу, наблюдать за людьми, спешащими на выступление артистов цирка И. А. Лерри. Его гастроли художник увековечил в этюде, который так и называется «Цирк». Произведение, к счастью, уцелело и находится в экспозиции. Окна квартиры Юрия Пэна выходили на Духов овраг. На картине 1907 года с одноименным названием мы сегодня можем увидеть и сохранившееся здание первой электростанции и купола, увы, разрушенного Николаевского кафедрального собора. Это полотно также в экспозиции музея. «Вам не следует идти в поле, не надо гулять по городу, обращать внимание на людей, не надо идти в театр, в церковь, в синагогу – вы все имеете перед собой, все стонет, плачет на картинах Пэна ежеминутно, и днем и вечером, в субботу, в праздник», – цитирует Александр Богатёнок. – Лучше, чем сказал о своем любимом учителе его ученик Марк Шагал, никто не скажет. А другой ученик Юрия Пэна Заир Азгур вспоминал, как учитель говорил: «Люблю, понимаете ли, Витебск. Да и как этот город не любить!..Понимаете, я люблю портретность города… Наш город отличается от всех именно своим лицом…Надо быть красивым как наш Витебск!» С первых до последних дней жизни в городе Юрий Пэн преподавал. Школа рисования и живописи Пэна стала одним из первых художественных учебных заведений в Беларуси. Пропуском туда были не деньги, а способности и желание учеников.

За три года – три тысячи картин

Александр Богатёнок приглашает в зал русской живописи ХVIII – начала ХХ веков. Там находятся написанные Ильей Репиным две не канонические иконы, которые он создал после смерти отца и пожертвовал Слободской церкви, где его отпевали. С именем Ильи Репина в мире искусства тоже связано немало таинственных историй. В Третьяковской галерее на его картину «Иван Грозный и сын его» в 1913 году было совершено покушение, повредили лица царя и царевича. Илья Репин восстановил их. Спустя столетие на картину снова напал вандал, ее удалось реставрировать, но она не экспонируется.

За три года, что Александр Богатёнок заведует Художественным музеем, фонды пополнились на три тысячи произведений. Целые коллекции передали в дар витебские художники Феликс Гумен, Валерий Могучий, Николай Гвоздиков, Игорь Шкуратов… Художники доверяют музею и знают: их работы сохранят, и они будут радовать витебского зрителя и через столетия. Витебская художественная школа продолжает развиваться, появляются новые имена. Продолжают творить наши Мэтры, которые делают историю прямо сейчас.

Знания – сила

– Я понимаю, что нужно многому учиться, в том числе у своих коллег, с которыми теперь работаю, – говорит Александр Богатёнок.

Учиться он не устает, за свою жизнь получил три высших образования. Больше всего ценит студенческие годы, проведенные в Могилевском педагогическом институте имени А. А. Кулешова, который дал стране немало выдающихся ученых и политиков, до сих пор с благодарностью вспоминает имена своих преподавателей – Яков Трещенок, Петр Дмитрачков, Вячеслав Копытин, Константин Бондаренко, Яков Риер.

– В 1993-м году, когда я вышел из стен педагогического института, в стране был такой разгул преступности, даже детской, что мириться с этим совсем не хотелось, и я предпочел работать не в школе, а в РОВД с трудными подростками. Решил, что буду полезнее как участковый инспектор по делам несовершеннолетних. Это такая же тяжелая педагогическая деятельность. Затем работал в уголовном розыске, в наркоконтроле… Возглавить Шумилинское отделение Департамента охраны на малой родине мне предложил в 2014 году начальник областного управления Департамента охраны Николай Тылец, под руководством которого я ранее служил в другом подразделении. Нынешний начальник областного управления Департамента Сергей Мурашкин в то время руководил кадровой службой. Он также поддержал меня, убедил, что с порученным участком работы справлюсь. Одним словом, доверие было оказано большое…

Александр Богатёнок это доверие оправдал: под его руководством Шумилинское отделение трижды было признано лучшим в области в своей категории по профессиональной подготовке сотрудников.

Сейчас перед Александром Богатёнком не самая простая задача – у мира искусства свои правила, но он уверен, что вместе с творческим коллективом сохранит притягательность художественного музея для творца и зрителя.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Екатерина ПУЧКОВА. Фото автора.