Малолетняя узница Людмила Шамшуро поделилась воспоминаниями об ужасах, которые она пережила в концлагерях во время оккупации Беларуси

logo
Суббота, 11.04.2020 15:42 | Рубрика: Беларусь помнит
0786

11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата мировым сообществом установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.

Мы, ныне живущие, гордимся нашими соотечественниками — людьми старшего поколения, на долю которого выпали тяжелейшие испытания. Нам дороги воспоминания каждого живого свидетеля военной поры. В их числе — одна из активных членов Первомайской районной организации Белорусского общественного объединения ветеранов Людмила Шамшуро, уроженка деревни Пудоть тогдашнего Суражского района, в годы Великой Отечественной войны — малолетняя узница фашизма.

— Когда началась война, мне было только 10 месяцев, — рассказывает Людмила Ивановна. — Мой отец ушел на фронт, а мама осталась со мной. Из ее воспоминаний я знаю, что пережила наша семья. Зимой деревню часто бомбили, и в это время жители прятались в канавах и кустах. Из-за этого у меня были обморожены ноги — кожа слезала с них клочьями.

В 1943 году немцы собрали всех жителей деревни и погнали пешком до Суража. Там всех поместили в холодный сарай, где люди находились всю ночь. А утром посадили в машины и повезли в Витебск, в лагерь «5-й Полк». Узников расселили по баракам. Было холодно и голодно, досаждали клопы и вши. Ели в лагере баланду из гнилой брюквы. Этот «суп» наливали в пустые консервные банки, так как мисок не было. От такой еды узников стали косить болезни и смерть. Все это тяжелое время моя мама была со мной.

Сколько узники натерпелись в этом лагере! Потом нас посадили в товарные вагоны. Вокруг слышались плач, душераздирающие крики, чужая речь резала слух. Нас повезли в Барановичский район в лагерь «Лесное». Там людей держали под открытым небом, больным медицинская помощь не оказывалась. Многие умерли от голода и болезней. Истощенные и измученные, мы жили одной мечтой: вырваться из этого ада… В лагере я заболела брюшным тифом, но благодаря стараниям мамы, которая выхаживала меня и днем и ночью, я выжила!

И вот пришло долгожданное освобождение! Началась моя послевоенная жизнь. Из Германии вернулись мои тети, мамины сестры, у которых на руке были выколот номер. Они тоже были узниками концлагеря. Вскоре на хуторе нам дали дом. С войны вернулся тяжелораненый отец. Он очень сильно болел. При отсутствии медикаментов и плохом питании его вылечить не смогли. Помню, как отец умирал. Мать и сестры вынесли его на простынях во двор на воздух. Вдруг папа вскрикнул и замолчал. Мы поняли, что он умер, и горько заплакали.

После смерти отца к нам приехал мамин брат, бывший летчик. О нем у меня остались очень хорошие воспоминания. Мой дядя играл со мною, учил меня читать и даже шить из тряпочек кукол. Но это продолжалось недолго. Вскоре он тоже умер от ранений, полученных на фронте.

Наша семья переехала в деревню Ковалево, где жила до 1954 года. Там я училась в начальной школе, а потом стала ходить пешком в деревню Озерки, где закончила 7 классов. В Витебск переехала в 1957 году, жила на частной квартире и продолжила учебу в вечерней школе, окончила 10 классов. Затем стала работать в магазине продавцом, и меня по направлению послали на учебу в Харьковское торговое училище. В 1963 году вышла замуж в Витеб­ске, вырастила троих детей. В 1983-м из жизни ушла моя мама, на ее здоровье сказались тяготы и страдания военного времени.

Всю жизнь я трудилась, мой общий трудовой стаж 55 лет. За чест­ный и добросовестный труд имею грамоты и благодарности. Очень дорожу памятным нагрудным знаком «Узнику нацизма». Многое пережила, знаю, что такое и горе, и радость. До сих пор не могу без слез говорить о войне.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Подготовила Светлана ПОНИЗОВИЧ, заместитель председателя Первомайского районного совета Белорусского общественного объединения ветеранов. Фото автора.