Федор Гвоздев вспоминает опасные задания диверсантов во время Великой Отечественной войны

logo
Среда, 26.06.2019 17:35 | Рубрика: Беларусь помнит
01316

Время берет неизбежную дань, и сегодня в нашем городе проживают всего шесть участников освобождения Витебска от немецко-фашистских захватчиков. Сапер, зенитчик, партизан, военный медик… А вот Федору Гвоздеву в юности своей довелось быть бойцом специального армейского отряда, который командование 1-го Прибалтийского фронта направляло во вражеский тыл для сбора разведывательных данных и осуществления диверсий с целью ослабления боеспособности фашистов. В отдельных эпизодах воевали вместе с партизанами, но вообще отряд был автономной боевой единицей, держал связь со штабом фронта и в конкретной ситуации подчинялся только самому себе — то есть действовал по своему разумению, с оправданным риском, дерзко и решительно.

Родом Федор Тимофеевич из обычной семьи советских колхозников — отец с матерью, четыре сестры, двое братьев. Так уж сложились военные пути-дороги уроженца Городокского района Федора Гвоздева, что и лиха в оккупацию хлебнул, и в партизанах и Красной Армии успел повоевать.

Несколько юношей из отряда Воронова, в том числе Федора Гвоздева, переправили через «Суражские ворота» на Большую землю. В Калинине Федор прошел подготовку в разведывательно-диверсионной школе. Учили парней многим боевым премудростям: стрелять из автомата ППШ и снайпер­ской винтовки, минировать, разминировать, работая с боеприпасами как отечественного производства, так и немецкими, ползать по-пластунски, орудовать кинжалом, применять приемы самообороны без всякого оружия… Знали бойцы, что готовят их к отправке в тыл.

Невель—Полоцк—Витебск. В этом треугольнике и действовала группа из 20 бойцов, в состав которой входил рядовой Федор Гвоздев. Железные дороги и мосты, вражеские эшелоны, фашистские машины на автодорогах — все это было в сфере особого внимания отряда, которым командовал капитан Александр Дубровский — замечательный, как утверждает ветеран, человек. А еще — установление контактов с нужными людьми в деревнях и с партизанами, передача с помощью радиостанции сведений в штаб фронта и получение новых заданий. Прямых столкновений с фашистами старались избегать, но полностью исключить боев не удавалось. Дважды Федор Гвоздев был ранен, но продолжал вместе с отрядом выполнять такую трудную и опасную разведывательно-диверсионную работу.

Непосредственно на подрыв враже­ских эшелонов ходили небольшими группами по три человека. На счету группы Федора Тимофеевича три пущенных под откос железнодорожных состава.

— Взрывчатку закладывали там, где небольшой уклон, чтобы эшелон летел под откос весь, до последнего вагона, — рассказывает ветеран. — Немцы пускали впереди паровоза груженую платформу или даже две, чтобы под их тяжестью срабатывал заряд. Но мы привязывали к взрывчатке шнур и приводили ее в действие после того, как проедут платформы.

Именно за эти эшелоны, один из которых был с живой силой (должно быть, ехали фрицы на фронт), Федор Тимофеевич был отмечен орденом Красной Звезды. Вторая его боевая награда — орден Отечественной войны I степени.

В дальнейшем Федор Гвоздев воевал в составе 90-й гвардейской стрелковой Витебско-Новгородской дивизии, которая принимала участие в Витебско-Оршанской операции. После войны служил в рядах Советской Армии до 1951 года — в авиационной части был оружейником, мотористом, механиком. Свою мирную жизнь связал с Витебской ТЭЦ, которой отдал 30 лет добросовестного труда. Федор Тимофеевич был удостоен звания «Заслуженный энергетик Беларуси».

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ. Фото автора.