Более 40 неизвестных советских солдат покоятся в братском воинском захоронении № 5717 Витебского района

logo
Четверг, 06.02.2020 12:07 | Рубрика: Беларусь помнит
0129

В братском воинском захоронении № 5717, что находится недалеко от деревни Побединщина Витебского района, на левом берегу речки Зароновка, нашли свой последний приют более 40 советских солдат, имена которых до сих пор установить так и не удалось.

Правда, у руководителя краеведческого музея Старосельской средней школы Маргариты Дмитриевны Юшкевич и ее учеников, которые причастны к этой братской могиле, самым прямым образом, есть своя версия о том, кто может быть там похоронен.

Страшная находка

…Летним солнечным утром 2000 года Маргарита Юшкевич вместе с командой школьников, увлеченных историей родного Старосельского края, отправилась в поход на хутор всемирно известного великана Федора Махнова. День был жаркий, и, преодолев определенную часть маршрута, ребята решили охладиться в речке Зароновка, но до купания дело так и не дошло. Маргарита Дмитриевна услышала испуганный крик школьников. Когда прибежала на зов ребят, увидела на осунувшейся песчаной части противоположного берега человеческие останки. Поход пришлось экстренно прервать, а к месту ужасной находки прибыли сотрудники милиции и поисковики. В тот день и были подняты останки 48 советских бойцов.

– Мне разрешили наблюдать за раскопками издалека, – вспоминает Маргарита Юшкевич. – Поисковики старались не пропустить ни пяди земли. Меня удивил размер извлекаемых черепов, они были настолько малы, что, казалось, принадлежали детям. Но, благодаря найденным предметам – пряжкам и пуговицам, кускам солдатских ремней и другим мелочам военной формы, точно можно было установить, что здесь покоятся бойцы-красноармейцы, погибшие во время наступательной операции 1944 года.

Как это было

С осени 1943 года территория Витебского района стала ареной жестоких боев с немецкими захватчиками за прорыв их обороны на подступах к Витебску и разгрому Витебской крепости «Медвежий вал», как ее окрестили сами фашисты.

… Вторая Витебская фронтовая наступательная операция советского Западного фронта и 1-го Прибалтийского фронта длилась с 3 февраля по 13 марта 1944 года. Наши войска дважды переходили в наступление, пытаясь прорвать немецкую оборону, в районе Старосельской железной дороги, но она была сильно укреплена, и задания Командования бойцы выполнить не смогла. Вместо накопления сил для операции войска растрачивали их. Огромные потери понесла наша 4 Ударная Армия, а 11-й гвардейской Краснознаменной армии после упорных боев надо было переформироваться. На этот участок фронта приходилось бросать большое количество военной разнообразной техники и солдат.

Необычный эксперимент

По словам Маргариты Юшкевич, в район деревни Горбачи также прибыло пополнение. Уже много лет спустя после окончания войны в Старое Село из Российской Федерации приехал участник тех страшных боев, ветеран Петр Семенович Четвергов. Он искал место захоронения своего командира и за помощью обратился к местным краеведам, в том числе и в Старосельскую школу. В беседе с ним и выяснились факты гибели тех безымянных солдат. Роту «зеленых» новобранцев, направили на линию фронта, которая размещалась между речкой Зароновкой и железной дорогой в Старом Селе.

Молодые бойцы шли к месту назначения, по протоптанной фронтовой дороге. Там их и встретил Четвергов. По его словам, они были совсем юные, «необстрелянные» и шли, ничего не опасаясь…

Поисковую работу краеведы проводили по имеющимся спискам погибших в районе деревни Горбачи. Выбирали самых молодых, которые были направлены на этот участок фронта и погибли. Как не удивительно, таковых получилось более 40.

Позже было торжественное перезахоронение останков со всеми почестями: с духовым оркестром, залпами из автоматов. Так, в деревне Побединщина на высоте 142,4 метра по военной терминологии появилась братская могила, за которой ухаживают коллектив Детского социального приюта ГУО «Социально-педагогический центр Витебского района» и учащиеся Старосельской СШ.

– Мы составили свой, номинальный список тех, кто может быть там захоронен, – отмечает Маргарита Юшкевич. – Правда, многим такой подход покажется необоснованным. Вместе с учениками мы отправились на могилу и стали зачитывать по списку фамилии, имена, звания. После каждого делали минутную паузу: решили, что если услышим какой-либо звук (шум мотора, хруст ветки, шелест листвы, голоса птиц), то это своего рода знак того, что этот воин покоится именно здесь. Мы прошлись по списку несколько раз, но, увы, все вокруг будто замерло в каком-то удручающем безмолвии.

Ребята и краевед покидали братское захоронение в отчаянии, как вдруг услышали курлыканье журавлей.

– Это было настолько неожиданно для нас и удивительно, ведь журавли улетели в теплые края еще в сентябре, а мы собрались у захоронения 24 октября, – делится краевед. – Клин, словно, замер над нами, а потом быстро растворился в сером пасмурном небе.

Уже позже, общаясь с орнитологами, Маргарита Дмитриевна узнает, что, действительно, большинство особей из журавлиной стаи улетают

в середине сентября, 13 числа – на Куприянов день. А позже, в октябре, отправляются в теплые края «подранки» (те птицы, что получили какие-либо травмы и залечивали их), а также самые молодые журавлики, не успевшие за лето набрать нужной силы для полета. По словам Маргариты Юшкевич, отсюда и название этой братской могилы – «Журавлиный холм». Со временем здесь были установлены две мемориальные плиты, появилась ограда и выросла березовая аллея. Летом местные жительницы высаживают на могиле красивые цветы.

На торжественный митинг 9 мая в честь 70-летия со дня Великой Победы сюда, на Журавлиный холм, приезжали из Татарстана и Ростова-на-Дону родственники погибших бойцов-красноармейцев, с которыми Маргарите Дмитриевне и ее ученикам удалось организовать переписку, и которые уверены, что именно здесь покоятся их родные люди. Символично, но после возложения венков и цветов в небе над братской могилой вновь появился журавлиный клин и своей журавлиной песней поставил финальный аккорд в минуте молчания…

А память бесценна

На территории Витебского района насчитывается 79 братских воинских захоронений, свыше 20 из них находится у дорог республиканского значения. Самое крупное – в деревне Шапуры Октябрьского сельского Совета, где покоится свыше 17300 советских солдат и партизан. Недавно там побывали участники интернационального 55-го «Звездного похода», братское захоронение посетил и правнук погибшего здесь бойца Камали Жуваншпаева студент Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева Адиль Егинбай.

Интересен в этом плане и проект «Ценою жизни…», который реализуют на базе Вымнянской детской саду-базовой школе. Авторы сайта Татьяна и Вячеслав Морозовы собрали информацию обо всех воинских братских захоронениях Витебского района, распределив их по сельсоветам, и помогают родственникам найти своих погибших в годы войны солдат.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ЛЮБОЧКА. Фото предоставила Маргарита ЮШКЕВИЧ.