Василий Павлючков: мы решили восполнить белые пятна в судьбе известного витебского коллекционера, подарившего городу музей

logo
Четверг, 16.11.2023 11:50 | Рубрика: Общество
01319
«История старой фотографии», опубликованная в сентябрьском номере "Витьбичей", получила продолжение благодаря неравнодушным людям, которых волнует судьба витебского коллекционера Ивана Галькевича.

Последняя семейная фотография Галькевичей: Иван Данилович, жена Екатерина Максимовна, сыновья Геннадий и Серафим.
Напомним, в материале шел рассказ об одном из самых удивительных коллекционеров нашего города Иване Галькевиче, поводом для воспоминания о котором послужила старая фотография, ставшая достоянием Музея истории частного коллекционирования. Ее подарила заведующему музеем Василию Павлючкову внучка Галькевича Ольга Удоденко, нынешним летом приехавшая в Витебск и посетившая музей, где есть экспозиция ее знаменитого деда. На старой фотографии (музею, конечно, подарена копия) — первая семья Ивана Даниловича: жена Екатерина Максимовна и сыновья Геннадий и Серафим. Последний семейный снимок был сделан буквально в первые дни войны, перед отправкой Ивана Галькевича на фронт. Екатерина Максимовна умерла в эвакуации, жизнь разбросала сыновей, а сам Иван Галькевич после войны женился во второй раз. К сожалению, его супруга Александра Прокофьевна не пожелала, чтобы дети от первого брака часто появлялись в их доме.

Вообще, в судьбе и самого Ивана Галькевича, и всех его родных и близких немало житейских перипетий. Раскрыть их и пытаются в Музее истории частного коллекционирования.


— Ольга Серафимовна сегодня живет со своей семьей в Москве, но в Витебск приезжает на могилу отца — младшего сына коллекционера Серафима Ивановича Галькевича. А это значит, что именно Серафим мог хоть иногда встречаться с отцом. Однако, как ни странно, оказалось, что никто даже не знает, где захоронен Иван Данилович... После встречи с Ольгой Серафимовной мы решили, что должны восполнить белые пятна в судьбе ее деда, — рассказал Василий Павлючков. — Внучку коллекционера мы попросили написать воспоминания по тем, хоть и скупым, но все же помнившимся ей рассказам отца о встречах с Иваном Даниловичем. Загадкой для нас пока остается и судьба старшего сына Ивана Галькевича — Геннадия Ивановича. Но прежде мы взялись за поиски захоронения витебского коллекционера.

За помощью музейщики обратились к руководству государственного предприятия «Витебский специализированный комбинат гражданского обслуживания». Директор Николай Горбик — человек неравнодушный к истории и культуре города, действительно, помог сдвинуть дело с мертвой точки: работа с документами увенчалась успехом, удалось найти координаты захоронения Ивана Галькевича на кладбище в Мазурино. Однако на деле всё оказалось не так просто. Но все же после многочасовых поисков вместе с сотрудниками Спецкомбината удалось найти могилу коллекционера. Нетрудно догадаться, в каком состоянии она находилась, ведь ухаживать за ней было, по сути, некому...

Так выглядела могила Ивана Даниловича Галькевича. Фото предоставлено музеем.
— Один из субботников я предложил своим коллегам провести как раз на этом месте, — продолжает рассказ Василий Павлючков. — Меня поддержали, и вскоре захоронение коллекционера было приведено в надлежащий порядок, как и место погребения его супруги Александры Прокофьевны, которое находится рядом. Также мы решили, что на могиле Ивана Галькевича всегда будем и в дальнейшем наводить порядок. А работы там предстоит немало, ведь умер Иван Данилович 26 ноября 1976 года. Александры Прокофьевны не стало 28 февраля 2002 года, так что практически несколько десятилетий оба захоронения не досматривались.

Фото предоставлено музеем.
Какие сюжеты порой закручивает судьба с людьми... Нежелание Александры Прокофьевны общаться с детьми мужа можно объяснить не только своеобразием характера этой женщины, но еще и тем, что она очень оберегала Ивана Даниловича и его коллекцию, считала, что его внутренний мир особенный, а уникальные экспонаты, которые он собирал, изучал, описывал, требовали сосредоточенности. Да и средств немалых тоже, так что жили супруги, мягко говоря, очень скромно.

Вообще, надо заметить: коллекционеры — личности необычные, притом, что это, прежде всего, просто люди! Со своим складом характера, привычками, особенностями общения, противоречивостью взглядов, и в этом смысле Иван Галькевич не был исключением. Возможно, в мире коллекционеров его не все любили, не все жаловали, кто-то завидовал, по-разному и отзывались о нем. Но то, что Иван Галькевич немало сделал для культуры Витебска — неоспоримый факт.

Иван Данилович, действительно, особняком стоит в мире коллекционеров. Парнишка, родившийся в 1895 году в простой витебской рабочей семье, собирательством увлекся с юных лет. И этот известный факт из его биографии все признают удивительным: в 1927 году он подарил родному городу большую коллекцию предметов белорусского быта и старины, которую собирал десять лет! А ведь ему было всего 32 года.
Во время Великой Отечественной войны коллекция погибла, но по возвращении с фронта в Витебск Иван Галькевич начинает создавать новую коллекцию. Помимо монет и медалей, она включает многочисленные ценные литературные памятники и книги, автографы И. Репина, А. Чехова, В. Короленко, В. Немировича-Данченко, белорусских классиков, более 20 тысяч белорусских и русских пословиц и поговорок, собранных на Витебщине. В небольшой двухкомнатной квартире Галькевичей по улице Доватора, 14/9 (Дом специалиста), по сути, бытовал музей, который посетило немало гостей, оставивших свои записи в книге отзывов. И тут опять-таки нужно отдать должное супруге И. Галькевича Александре Прокофьевне, которая после смерти мужа, хоть и не сразу, подарила городу эту коллекцию.

Фото предоставлено музеем.
А ведь дело обстояло так. Иван Данилович, уже умирая и понимая, что оставляет жену одну, фактически без средств к существованию, призвал ее и сказал: «Шурочка, распорядись коллекцией, как посчитаешь нужным...» И Шурочка распорядилась. Тут нужно оговориться, что была все-таки у нее единственная родственница в Витебске — племянница-горемыка, одна воспитывала сына, жила случайными подработками, поскольку имела большие жизненные проблемы... И когда Александра Прокофьевна уладила все дела с установкой памятника мужу, она решила все же передать его коллекцию городу, как и задумывал первоначально Иван Данилович. Но с несколькими условиями: во-первых, коллекция должна сохраняться и выставляться в отдельном специальном помещении (в ней более 7 тысяч ценных предметов археологии, сфагистики, нумизматики, бонистики, печатных изданий и предметов декоративно-прикладного искусства!) и, во-вторых, на работу устроят ее племянницу. Все условия были выполнены. Так в 1993 году в особнячке на улице Доватора, 26 появился первый в Беларуси Музей частных коллекций. И о племяннице Александра Прокофьевна побеспокоилась...

— Имя Ивана Галькевича можно смело ставить в один ряд с заслуженными и почетными гражданами Витебска, — считает Василий Павлючков. — Человек, можно сказать, подаривший городу музей, был патриотом Витебска. Иван Данилович достойно прошел две войны — Первую мировую (был ранен) и Великую Отечественную. Внучка Ольга Серафимовна привезла нам полный послужной его список, из которого мы узнали, где и кем призывался на фронт, в каких частях служил. Иван Галькевич был дважды ранен, контужен. Награжден боевыми наградами — орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Освободитель, много лет проработавший на мирном поприще в медицинском институте, коллекционер, меценат — о нем не должны забывать земляки... В 2024 году Витебск будет праздновать свое 1050-летие, а в 2025 году исполнится 130 лет со дня рождения Ивана Галькевича. В связи с этим мы разработали план мероприятий по увековечиванию его имени. Прежде всего хотим установить скромную мемориальную доску на доме № 14/9 по улице Доватора, где жил коллекционер. И самое главное — будем ходатайствовать о присвоении витебскому Музею истории частного коллекционирования имени Ивана Даниловича Галькевича.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.