Фонографы, граммофоны и патефоны. На уникальной выставке в Витебске их можно не только увидеть, но и услышать

logo
Вторник, 08.11.2016 16:49 | Рубрика: Культура
02399

На премьерной выставке в новом музее истории частного коллекционирования в Витебске пели даже…итальянский тенор Энрико Карузо и русский бас Федор Шаляпин.

Возможность познакомиться с историей звукозаписи и воспроизводящей техники, которая началась 140 лет назад, предоставил минский коллекционер. В прошлом офицер, инженер-механик, специалист по летательным аппаратам Игорь Борисевич за десять лет собрал и сам отреставрировал 75 фонографов, граммофонов, патефонов конца XIX — первой трети XX веков. Почти все свое сокровище он привез в Витебск, в экспозиции представлены 62 звукозаписывающих и воспроизводящих устройства.

Среди самых старых — несколько фонографов знаменитого Томаса Эдисона, который в 1877 году изобрел это чудо техники, позволявшее поначалу воспроизводить всего звук всего две минуты, а затем четыре.

Кстати, Лев Толстой был первым русским писателем, использовавшим фонограф для записи ответов на письма и вопросы корреспондентов. Он получил усовершенствованное устройство в подарок к 80-летию в 1908 году от самого изобретателя и по просьбе Томаса Эдисона записал обращение к народам мира.

Один из раритетов в коллекции Игоря Борисевича — портативный карманный фонограф. Такая модель редкость во всем мире (по словам собирателя — это «прародитель» аудиоплеера), а выпущена она была единственный раз тиражом 20 тысяч экземпляров в 1923 году в Швейцарии.


Фонограф уже в конце XIX века стало вытеснять изобретение Эмиля Берлинера — граммофон. И в экспозиции представлены самые разнообразные образцы — аппараты Colambia, произведенные в США, английские марки AmourRecord, Monarch Junior и His master’s voice, французские Pathe и другие. Редкий экспонат — граммофон, выпущенный в царской России. Аппаратов российского производства сохранилось меньше, чем зарубежных, в силу пережитых революции и войн. На выставке можно увидеть интерьерные, оригинального дизайна граммофоны — с оранжевым, голубым, черным, зеленым конусами, напоминающими распустившийся цветок табака, или с «аристократическим» конусом из красного дерева. Представлены и концертные граммофоны, заменявшие оркестр в танцевальном зале.

Еще одна часть коллекции — патефоны.

—В 1907 году французская фирма Pathe представила миру механико-акустический аппарат для проигрывания граммофонных пластинок. Братья Патэ быстро сообразили, что на этом можно сделать бизнес, и первый контракт на запись пластинок заключили с Энрико Карузо, — рассказал Игорь Борисевич. Кстати, он обладатель тысячи редких грампластинок. Как знаток, пояснил, что в давние времена для проигрывания одной пластинки использовалась одна иголка, пластинки были односторонними. Вспомнил коллекционер и курьез, случившийся от того, что продавец в антикварном магазине не знал особенности проигрывания пластинок начала XX века.

— Так, я увидел пластинку Патэ, она продавалась как неисправная и, соответственно, очень дешево. Видите ли, раньше пластинки проигрывались от центра к краю, а не наоборот, как пытались сделать в антикварной лавке. Вот в этом и заключался секрет. Мне повезло с приобретением, — с улыбкой делился Игорь Леонидович.

Поскольку коллекционные механизмы находятся в исправности, собиратель продемонстрировал работу старых музыкальных проигрывателей. Посетители услышали голоса легендарных Энрико Карузо, Федора Шаляпина, короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, запрещенного некогда в СССР Петра Лещенко и другие великие голоса прошлого времени.

Уникальная возможность не только видеть, но и слышать «говорящие машины» у горожан будет еще полгода. Выставка «История звукозаписи» остается в Витебске до апреля следующего года.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото и видео Олега КЛИМОВИЧА.