Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет отмечает 90-летие

logo
Четверг, 31.10.2024 13:14 | Рубрика: Общество
0720

31 октября / "Витьбичи" / Нина Писаренко /. Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет отмечает 90-летие. Несмотря на столь солидный возраст, его можно назвать вузом завтрашнего дня. В учебную программу включена подготовка по таким направлениям, как искусственный интеллект в медицине и использование его для помощи в принятии клинических решений. Сегодня в ВГМУ обучается около 8 тысяч человек, в том числе 3700 белорусских студентов, около 1800 — иностранных, почти 2 тысячи врачей проходят переподготовку и повышают квалификацию.

О студентах, коллективе и самом вузе беседуем с ректором доктором медицинских наук, доцентом Алексеем ЧУКАНОВЫМ.


— Алексей Николаевич, что сегодня представляет собой ВГМУ?

— Это, без ложной скромности, флагман медицинского образования в Беларуси. Мы закрываем все ступени подготовки по медицине, включая лечебное дело, фармацию, стоматологию и педиатрию. В силу своей специ­фики занимаемся не только подготовкой будущих врачей, но и шлифуем навыки у тех докторов, которые получили дипломы уже давно, — действует факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. Более того, нас можно назвать вузом завтрашнего дня, поскольку включаем в учебную программу подготовку по таким направлениям, как искусственный интеллект в медицине и использование искусственного интеллекта для помощи в принятии клинических решений. То же самое можно сказать и о применении стволовых клеток, и о других аспектах современной медицины, поскольку мы находимся в самой гуще научных разработок, а те специалисты, которые занимаются наукой, оперативно информируют студентов о результатах исследований во время лекций и практических занятий. 

— Университетская база позволяет решать эти задачи?

— Безусловно. Среди структурных подразделений университета отдельно хочу выделить научные лаборатории, включая ПЦР-лабораторию, что свидетельствует о современном подходе к диагностике заболеваний и решению научных задач. У нас есть центр трансфера медицинских технологий, который занимается, в частности, внедрением в практическую деятельность наших разработок. Плюс имеем возможность для проведения доклинических и клинических испытаний лекарств, чем могут похвастать немногие медицинские университеты, — вуз аккредитован, и полученный сертификат значительно повышает наш рейтинг на рынке оказываемых услуг.

С другой стороны, мы делаем все возможное для подготовки именно врачей-практиков, потому что ориентированность на практику — та задача, которую поставили перед нами Глава государства и руководитель ведомства. Более 80 процентов учебных часов в программе
обучения посвящены отработке практических навыков у студентов и умению работать руками. Для этого используются симуляторы, которыми оснащен симуляционный центр университета, — один из самых современных аналогичных центров на территории страны.


— Оглядываясь на богатую историю вуза, можете выделить в ней своего рода звездный период? С кем или с чем это было связано?

— У каждого времени были свои приоритеты. Это касалось и строительства, и открытия новых направлений деятельности, и знаковых событий. Из последних хочу особо выделить 1984 год, когда Витебский мединститут был удостоен ордена Дружбы народов. На территории Советского Союза было немного вузов, получивших право на подготовку иностранных студентов и преуспевших в этом. 

Знаковым считаю тот факт, что 90-летие нашего университета совпало с 30-летием института президентства в Беларуси, поскольку без той заботы, которую Глава государства проявляет о системе здравоохранения и подготовке медицинских кадров, без того количества финансов, которые вкладываются в эту сферу, мы не смогли бы добиться нужного результата. Сейчас, в Год качества, много делаем для улучшения быта студентов. У нас восемь студенческих общежитий, что позволило полностью закрыть в них потребность. В юбилейный год произвели ремонт одного из общежитий и помещений, где студенты занимаются, отремонтировали помещение фармацевтического факультета и актовый зал. У нас отличная столовая, вместе с тем в общежитиях установлены холодильники и кухни. В двух общежитиях кухни есть в каждом блоке. В общежитиях оборудованы три спортзала, что позволяет снять нагрузку, связанную с интенсивной учебой, — это важный психологический аспект. Мы открыли студенческий клуб, купили для студентов новый автобус. Такая забота и создание комфортных условий для проживания — залог того, что и знания будут усваиваться гораздо эффективней.

— Витебский медицинский университет всегда был популярным у абитуриентов. Что, на ваш взгляд, их привлекает?

— Прежде всего качество подготовки специалистов и то, что наши преподаватели всегда были и остаются знаковыми личностями не только в рес­публике. Многие из них — это живая легенда, как, например, профессор Александр Николаевич Окороков, чей многотомник по лечению болезней внутренних органов является настольной книгой не одного поколения врачей. Лично я, приехав из Минска в Витебск, знакомился с ним с душевным трепетом — еще бы, автор учебника, по которому учился! Очень рад, что профессор в полном здравии и продолжает читать лекции, мотивируя студентов своим отношением к жизни.

Кроме того, будущих студентов привлекают условия, созданные для учебы и проживания. У нас достаточно хорошо выстроена логистика. Все общежития объединены в студенческий городок, и затраты времени на то, чтобы от места проживания прийти на занятия, минимальные. Я вспоминаю свои годы учебы в Минске, когда тратил на дорогу в институт, на переезды из одной клиники в другую, по полтора часа, как минимум, и по-доброму завидую своим студентам, которым для этого достаточно 10–15 минут. 


— Сейчас подготовка будущих врачей в ВГМУ ведется на четырех факультетах, однако так было не всегда. Чем обусловлено появление новых специальностей?

— В свое время институт возник как больница-медвуз, когда опытные врачи готовили других, более молодых и менее опытных, непосредственно на базе больницы. Позже появились научные школы и увеличилась потребность во врачах разных специальностей. С развитием фармацевтической отрасли возникла потребность в соответствующих специалистах. Что касается стоматологов и педиатров, то эти специальности востребованы всегда. Иными словами, появление у нас новых специальностей — это ответ на злобу дня. Но главное здесь в другом. Открытие новых факультетов — это признание возможностей вуза для широкого спектра преподавания и знак высокого доверия, чем мы вполне законно гордимся.

— Долгое время с вашим вузом связывалось понятие витебской научной школы в широком смысле. Как она возникла и удается ли сохранять традиции?

— Возникновение научной школы было обусловлено тем, что с открытием мединститута в Витебск приехало много талантливых людей из различных городов Советского Со­юза. Они были не только видными учеными, но и умелыми организаторами, наставниками, без чего невозможно создать школу. После войны и возвращения из эвакуации обмен людьми и идеями продолжился, и я с гордостью могу сказать, что наш мединститут стал родоначальником нескольких медицинских вузов, в том числе в России. 

Но сегодня надо говорить не о витебской научной школе, а о белорусской. Это более правильно. У нас хорошо налажен обмен между всеми вузами, и я не так давно представлял белорусское медицинское образование на форуме ректоров стран БРИКС. В своем выступлении говорил о том, что система подготовки во всех наших вузах схожа, хотя у каждого есть своя специфика и собственная школа, но принцип работы один — реализация государственной социальной политики, одни задачи и пути решения, и единая идеология — помогать людям.


— Первые иностранные студенты в Витебском мединституте появились в советские годы. В каких странах сейчас проявляют интерес к вузу?

— У нас обучаются студенты более, чем из 45 государств мира. Это страны Африканского континента, в частности, Эквадор, Гвинея, а также Пакистан, Кувейт и другие. В прошлом учебном году на учебу впервые были приняты студенты из Китая, Туниса, Монголии, Гвинеи-Бисау. У нас представлены практически все страны СНГ, и должен заметить, что после каждого визита Президента Беларуси в ту или иную рес­публику там резко возрастает количество желающих учиться в нашем вузе. 

80 иностранных граждан, выпускников ВГМУ, остались в Беларуси, выбрав ее своим местом жительства. Врачи с витебским дипломом на родине пользуются авторитетом и уважением. Приведу показательный пример. У нас обучаются студенты из Шри-Ланки. После того, как они получают здесь диплом, у себя в стране для его подтверждения сдают квалификационный тест. По отдельному рейтингу там выбраны 50 лучших студентов, получивших образование в иностранных вузах, и список возглавляет выпускник ВГМУ!

— ВГМУ впервые занесен на Республиканскую доску Почета за наилучшие показатели, достигнутые в 2023 году среди организаций образования. Какие именно?

— Мы перевыполнили план по экспорту образовательных услуг почти на 12 процентов — это результат напряженной работы по привлечению иностранных студентов и созданию условий для их обучения. Оценена также наша деятельность по модернизации образовательных программ и со­зданию бытовых условий для студентов. Мы провели интенсивнейшую работу, которая не просто привела к успеху, но и позволила решить главную задачу, — сплотить свыше тысячи сотрудников в команду единомышленников.

Отрадно, что отмечены и достижения студентов, занимающих призовые места на олимпиадах и всевозможных конкурсах. Ежегодно трое ребят становятся президентскими стипендиатами, от 15 до 20 человек получают именные стипендии. Это наш золотой фонд, о чем говорим всегда с гордостью. 

— Каким вам видится будущее университета? Или уже можно почивать на лаврах?

— Ни в коем случае! Как только останавливаешься, сразу стремительно летишь вниз. Наш университет в будущем вижу по-прежнему востребованным, чтобы учиться сюда приходили те, кто, действительно, этого хочет. Именно поэтому мы активно ведем профориентацию и на базе витебской гимназии №1 имени Ж. И. Алфёрова открыли первый в областном центре специализированный медицинский класс. На Витебщине таких классов больше десяти. Мы, к тому же курируем Могилевскую область, и у меня, как ректора, в прошлом году было порядка 12 выездов по областям для встреч со школьниками, будущими абитуриентами, и их родителями. 

О том, что к нам приходят не случайные ребята, свидетельствуют благодарности от пациентов, поступившие в ректорат после практики студентов 3–4 курсов. Читать добрые слова в адрес своих учеников — эта высшая радость! Желаю, чтобы в будущем она приумножалась, чтобы наши преподаватели и студенты были счастливыми людьми. Одни — потому, что занимаются любимым делом, обучая будущих врачей, другие — потому, что учатся у талантливых педагогов и будут служить делу, с которым решили связать судьбу.


В ВГМУ обучаются около 8 тысяч человек, в том числе 3700 белорусских студентов, около 1800 — иностранных, почти 2 тысячи врачей проходят переподготовку и повышают квалификацию.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Нина ПИСАРЕНКО. Фото Анны ЛЕОНЬКИНОЙ.