Дорожная безопасность в Витебске: зто целая наука, или Как грамотно организовать движение

logo
Четверг, 09.03.2017 16:28 | Рубрика: Общество
03411

Крупное ДТП, произошедшее недавно на перекрестке возле площади Свободы, вызвало большой общественный резонанс.

Напомним, что здесь столкнулись автомобиль Volvo и микроавтобус Mercedes. Водитель Volvo двигался вниз по улице Ленина и поворачивал налево, на проспект Фрунзе, Mercedes ехал прямо по той же улице, но с противоположной стороны. В результате аварии пострадали четыре пешехода. Все получили травмы и были госпитализированы. Кроме этого, при столкновении была задета и повреждена припаркованная на стоянке машина Geely. На месте ДТП работали госавтоинспекторы во главе с начальником ГАИ УВД облисполкома Владимиром Назарко. Несмотря на то, что разбирательство по этому делу еще идет, корректировки в режим движения на одном из самых крупных перекрестков города внесены оперативно. Мы попытались узнать у специалистов о по­следних изменениях, аварийных местах и в целом насколько грамотно организовано дорожное движение в областном центре.

Новые правила

— Уже на следующий день после аварии водители ехали здесь по новым правилам, — рассказал временно исполняющий обязанности начальника межрайонного отдела организации дорожного движения областной Госавтоинспекции Виктор Косенков. — Был полностью изменен режим работы светофоров. Раньше поток машин по улице Ленина шел одновременно и со стороны ратуши, и от областной библиотеки. Те, кто поворачивал при этом налево на проспект Фрунзе, должны были пропус­тить встречные автомобили и лишь потом совершить маневр. Такой вариант движения разрабатывали с учетом обеспечения здесь так называемой зеленой волны. Сегодня никаких пересечений автомобилей на этом перекрестке нет. Все едут по очереди. К примеру, сначала зеленый загорается для тех, кто двигается от библиотеки в любом направлении, затем разрешающий сигнал срабатывает для противоположного потока.

В течение дня сотрудники ГАИ вместе с инженерами института «Витебск­гражданпроект» вносили корректировки в координацию дорожного движения на этом участке. Проект, как и положено, создавался согласно СТБ 1300-2014 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения», Руководству по регулированию дорожного движения в городах и требованиям
безопасности дорожного движения.

Временно исполняющий обязанности начальника межрайонного отдела организации дорожного движения областной Госавтоинспекции Виктор Косенков

— Это достаточно сложный процесс, — пояснил ведущий инженер-проектировщик архитектурно-планировочной мастерской УП «Институт Витебскгражданпроект» Виктор Псиков. — Построить идеальный график координации дорожного движения, сидя в кабинете, невозможно. Недочеты тут же всплывают непосредственно на дороге. Поэтому временная пробка, возникшая утром в первый день запуска новой схемы, процесс вполне естественный. Нам необходимо было учесть интенсивность движения, накопление машин перед перекрестком со всех направлений и в соответствии с этим отрегулировать необходимое время работы разрешающего сигнала светофора. Сегодня здесь спокойное, упорядоченное движение, нет заторов. Кроме этого, на одном из светофорных объектов появилась дополнительная стрелка, разрешающая поворот направо, на прос­пект Фрунзе. Она позволила еще больше увеличить время работы зеленого сигнала — вместо 24 секунд и еще 3 «мига­ющих» теперь разрешающий в этом направлении горит 43 и 3 соответственно.

Аварийные точки

Несмотря на то, что это уже не первое ДТП на перекрестке возле площади Свободы, участок не является так называемым аварийным местом. На сегодняшний день на контроле в межрайонном отделе организации дорожного движения ГАИ УВД облисполкома три аварийные точки.

— Каждые полгода мы проводим топографически-инженерный анализ и выявляем очаги аварийности в городе, — рассказал Виктор Косенков. — Если в течение нескольких лет в одном и том же месте происходят ДТП, его ставят на конт­роль. Сегодня одним из проблемных участ­ков в Витебске считается нерегулируемый пешеходный переход на проспекте Фрунзе, 88 (между улицами Терешковой и Берестеня). В 2016 году здесь произошло 3 ДТП. В результате наездов на пешеходов 3 человека получили ранения, один погиб. Естественно, были внесены изменения в организацию дорожного движения: установлены дополнительные щиты, дорожные знаки, информирующие о том, что здесь расположен пешеходный переход и это мес­то считается аварийно опасным. Причем изображения на знаках выполнены на оранжевой алмазной пленке с повышенной степенью отражаемости. Кроме этого, по всему проспекту проводится замена уличного освещения: вместо ламп накаливания монтируют светодиодные. Это значительно увеличит уровень видимости, а значит и безопасности людей. Если в течение двух лет на этом пешеходном переходе не произойдет ни одного ДТП, мы снимем его с конт­роля.

Еще одно место концентрации аварий в Витебске — участок в районе домов №№63 — 65 по улице М. Горького. Здесь на нерегулируемом пешеходном переходе у трамвайной остановки в 2016 году произошло 2 ДТП, были травмированы 6 человек. На этом месте также появились дорожные знаки с алмазной пленкой.

Несколько аварий в год произошло и на проспекте Черняховского. В результате возле площади Победы и недалеко от магазина «Веста» установили два светофорных объекта, ликвидировав очаг аварийности.

Надежные светофоры...

По словам сотрудников ГАИ, светофор — самый надежный элемент в обеспечении безопасного дорожного движения, он позволяет существенно снизить аварийность. Всего в городе около 110 таких объектов. Устанавливает и обслуживает их специализированное монтажно-экс­плуатационное предприятие (СМЭП). На базе предприятия действует ЦУП — пульт, автоматизирующий работу светофоров в областном центре, при необходимости корректирующий ее и сигнализирующий о поломках оборудования.

— Каждый год городской бюджет выделяет средства на установку светофоров. В среднем на один уходит более 50 тысяч рублей. Недавно такие объекты появились в микрорайоне Билево на пересечении улиц Баграмяна и Актеров Еременко, на улице М. Горького возле второй городской поликлиники, на прос­пекте Фрунзе возле больницы скорой медицинской помощи, на улице Ленин­градской в районе Полоцкого рынка, — продолжил Виктор Владимирович.

Менее затратный, но также эффективный способ снижения аварийности на дорогах — укладка искусственных неровностей, которые вынуждают водителей снизить скорость. В Витебске около 300 так называемых лежачих полицейских. Места их установки порой и по просьбам жителей утверждают сотрудники ГАИ. Укладкой же занимаются коммунальные службы.

— Мы за появление «лежачих полицейских» там, где это рационально и не запрещено, — говорит Виктор Косенков. — Ведь даже при всем нашем желании искусственная неровность запрещена на крутых спусках, подъемах, на опасных поворотах.

Правильная парковка

Проблемным в организации дорожного движения в городе так и остается вопрос с парковками. Несмотря на то, что жители и гости Витебска стали чаще пользоваться услугами паркингов и платных стоянок, нарушений правил оста­новки и стоянки предостаточно. Во дворах, на зеленых зонах, вдоль проезжих частей — всюду машины.

— Конечно, все это создает препятствия и для движения общественного транспорта, служебной техники, вызывает недовольство горожан, — говорит сотрудник ГАИ. — Несколько лет назад мы запретили остановку и стоянку транспортных средств вдоль Москов­ского проспекта. Ситуация значительно улучшилась. Та же картина и на проспекте Фрунзе, на отрезке от площади Свободы до пересечения с проспектом Людникова, на некоторых участках улицы Ленина. Правда, сложившаяся за­стройка не позволяет запретить парковку на протяжении всей этой улицы — здесь расположено много социально значимых объектов. Оставить свое авто можно вдоль проезжей части в районе Белинвестбанка и напротив него, чуть выше — у банка БелВЭБ. Если водители правильно паркуют автомобили, никаких препятствий для безопасного дорожного движения они не создают. В противном случае приходится привлекать к ответственности. За нарушение правил остановки и стоянки предусмотрен штраф в размере одной базовой величины (23 рубля).

...И «зеленые волны»

Движение на городских магистралях сопряжено с частой остановкой на перекрестках, где работа светофоров не координируется.

Большое значение в рациональной организации дорожного движения сегодня имеет так называемая зеленая волна (согласованное переключение сигналов светофоров на смежных перекрестках так, чтобы водитель, подъезжая к очередному, видел перед собой зеленый сигнал). Опыт показал, что ее использование на магистралях более чем на 30 процентов повышает среднюю скорость движения, примерно на столько же снижаются задержки транспортных средств у перекрестков и на 20 процентов уменьшается количество наездов на пешеходов. Кроме этого, отсутствие частой смены чередующихся разгонов и торможений уменьшает расход топлива, препятствует износу автомобиля.

Разработкой «зеленой волны», как и созданием плана установки дорожных знаков, ограждений, нанесения дорожной разметки, также занимается архитектурно-планировочная мастерская Витебскгражданпроекта.

— Мы делаем проект, ГАИ его утверж­дает, СМЭП реализует, — рассказал Виктор Псиков. — Сегодня в Витебске несколько «зеленых волн». В систему включены проспекты Московский и Строителей, Черняховского, улицы Воинов-интернационалистов, П. Бровки, Ленина, Зеленогурская… Сейчас прорабатывается схема и на улице Кирова, проспекте Фрунзе. Как правило, чтобы попасть на разрешающий сигнал светофоров, водителям необходимо двигаться со скоростью 60 километров в час. Ближе к центру города — 50 — 55.

С наступлением весны хлопот как обычно прибавилось у сотрудников СМЭП. Предприятие обслуживает около 40 тысяч дорожных знаков. Некоторые, как правило, нуждаются в реставрации. Необходимо обновить и разметку. А это тысячи квадратных метров.

Одним словом, организация дорожного движения — это ежедневный кропотливый труд людей, главная цель которых — не допустить трагедий.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Диана СИМОНОВИЧ. Фото автора и Олега КЛИМОВИЧА.