Студент факультета дизайна ВГТУ стал первым белорусом, которому удалось заполучить Серебряную пуговицу престижного конкурса «Сибирский кутюрье»

logo
Четверг, 21.10.2021 09:27 | Рубрика: Общество
03815
В рабочей тетради по английскому за 8-й класс есть статья о Людмиле Таракановой. Разве ж думал тогда еще школьник Никита Захарчук, переводя ее, что когда-нибудь известный модельер станет его наставником и творческим партнером! Пожалуй, тогда его мечта одновременно преподавать и «сочинять» одежду еще не была так отчетлива, как сегодня. Хотя на труды к девочкам в старших классах просился – не пустили.

К счастью, консервативность школьного учителя не стала преградой для реализации творческого потенциала парня. Из Пинска он отправился в витебский вуз поступать на дизайнера. Признается, что, наслушавшись всякого, опасался попасть на курс именно к Людмиле Владимировне. Но попал. И понеслось…

Мастер хвалила талантливого студента. У него росли крылья. Уже на втором курсе Никита задумался об участии в «Мельнице моды». Молодого дизайнера испугала сама мысль, а уж озвучить достаточно дерзкое желание педагогу казалось и вовсе чем-то немыслимым.



А началось все с розового платья, работая над которым Никита окончательно убедился, что наиболее близкий ему метод проектирования – муляжирование. Теперь это его фишка, фирменный стиль, а тогда он еще только набивал руку.

– Я накалываю ткань на манекен, таким образом моделируя форму, силуэт будущего изделия, а потом уже продумываю, как эту конструкцию доработать, – раскрывает секреты Никита Захарчук. – То есть действую наоборот: прибегаю к конструированию лишь в финале работы, а не начинаю с этого.

Закончив первое платье, он решил съездить на выходные домой, а заодно провести профориентационные беседы со школьниками. Никита ходил по школам, рассказывал ребятам о дизайне, с трепетом показывал фото своей работы. Все были в восторге, и желание попасть на «Мельницу моды» возродилось в нем с новой силой. Кто знает, решился бы парень заговорить об этом с Людмилой Таракановой, если бы та сама не предложила ему попробовать свои силы в самом престижном белорусском конкурсе дизайнеров.

Так родилась первая авторская коллекция «Sweet look», источником вдохновения для которой стал сладкий фиолетовый лук. Автор удачно использовал игру слов в названии.

Никита работал с натуральными тканями, которые окрашивал в современной технике тай-дай, не отступая от концепции экологичности коллекции.

– Я предпочитаю строить костюмную форму из простых геометрических фигур. Беру квадрат ткани, делаю в нем один или максимум два разреза и методом складывания создаю объемную форму. Затем просто сшиваю между собой получившиеся складки, – рассказывает Никита. – На мой взгляд, так творение обретает большую ценность, ведь создать что-то новое сегодня действительно сложно. Возможно, мои формы и кажутся знакомыми. Не каждый верит, что эта куча складок – всего лишь квадрат с одним разрезом. Но, убедившись в этом, разглядев модели и их детали ближе, как правило, все удивляются. И эти эмоции для меня очень важны.

Изделия Никиты не только объемные, но и достаточно тяжелые. Белое платье в пол, к примеру, весит около 5 килограммов.
Заявку на конкурс у витебского студента приняли, но, когда дело дошло до полуфинала, один из членов жюри заявил парню, что таланта у него не достаточно, а его муляжирование на уровне минской гимназистки. Как тут не повесить нос? Но своего ученика поддержала Людмила Тараканова. Они полностью пересмотрели коллекцию, оставив в ней лишь два изделия. Еще пять моделей парень сложил складками в тот же день – работал в мастерской до часу ночи. Результатом остался доволен. Понял, что зря распустил нюни, даже был благодарен за тот весьма нелестный комментарий. Решил, что он все равно победитель: в 18 лет само участие в «Мельнице моды» – небывалый успех. Хотя, конечно, в этот момент он себя обманывал.



– Идет показ, звучит громкая динамичная музыка, а я слышу лишь стук каблуков моделей, – вспоминает Никита. – Когда объявили 3-е место, понял, что мне ничего не светит. Затем услышал свое имя – второе место. У меня буквально подкашивались ноги, когда поднимался на сцену.
Никита признался, что после такого большого проекта неизменно наступает, нет, не опустошение, но заниматься хочется лишь чем-то монотонным. Этим летом он работал в приемной комиссии, никаких творческих планов не строил. Когда пришло предложение поучаствовать в международном конкурсе дизайнеров «Сибирский кутюрье», он даже не поверил в саму возможность этого. Но заявку отправил. Фотосессию помогла сделать доцент кафедры дизайна Татьяна Наговицына. Ответ пришел молниеносно – организатор конкурса известный российский дизайнер Виктор Феоктистов сообщил, что Никита прошел отбор.

– Конкурс «Сибирский кутюрье» существует уже 26 лет, но представителям Беларуси еще никогда не удавалось в нем поучаствовать, – рассказал Никита Захарчук.

Своего студента поддержала администрация вуза, и он отправился покорять подиум в далекий Новосибирск. Кажется, Никите до сих пор не верится, что это с ним произошло.




Спонсором витебчанина на проекте выступил Центр белорусской культуры в Новосибирске. Было много полезных мастер-классов и невероятных знакомств. Но главное – шоу. И оно было безупречно прекрасно. Никита сам переодевал своих моделей, ведь лучше автора в его складках никто не разберется. Сам режиссировал показ, контролировал все – музыку, видеосопровождение, свет. Это был ценнейший опыт.

На «Сибирском кутюрье» автор коллекции не выходит на подиум в финале. И в этом Никита видит большой минус. Ведь не остается ощущения завершенности процесса. Во время показа молодой дизайнер стоял среди зрителей, слышал восторженное «вот это Беларусь дает!» и плакал. От счастья, от осознания невероятного: твое имя олицетворяет родную страну. Еще до объявления результатов Никиту все поздравляли, у него брали интервью, кто-то даже думал, что он приглашенный именитый дизайнер. Наш земляк получил звание «Лучший в креативности решения образа» и стал обладателем символической награды конкурса – Серебряной пуговицы.

В рамках конкурса в Центре белорусской культуры Никита провел мастер-класс, где рассуждал о влиянии народных мотивов на fashion-индустрию.

– В коллекции раскрыта и этническая сторона. Некоторые думают, что к народным мотивам отсылает использование орнамента и декоративных элементов. Но когда речь идет о костюме, это, в первую очередь, форма и конструкция, – объясняет свою точку зрения модельер. – Я за простоту кроя без остатков. Так делали раньше. В этом этника и экологичность.

В наследство от прабабушки Никите достался деревянный сундук, полный тканей. Старую материю с уникальными принтами парню отдавали друзья и знакомые, не видя в ней никакой ценности. Все это добро он превратил в юбки, платья, брюки и блузы. Практически без остатков.
Никита Захарчук уверен: модно то, что комфортно. И вообще, не любит, когда его спрашивают о тенденциях на предстоящий сезон.

– Мне удобно сегодня в рубашке, надетой задом наперед, нравится эта чистая форма, и все равно, что воротник, не предназначенный для такой носки, немного натирает шею – это мой комфорт, – говорит Никита. – И я очень рад, что сегодня на людей, которые таким образом самовыражаются, никто косо не смотрит.

Парня немало удивил тот факт, что молодежь Витебска, Беларуси в целом более стильная, смелая в проявлении себя, чем российская.

Никита всегда продумывает, что наденет завтра, и в каждой складке на его одежде будет смысл. Гардероб парня существенно вырос за последние пару лет, а в дорожном рюкзаке всегда есть иголки, нитки и даже запасные яркие шнурки. Его приглашают читать лекции в разные города и даже за границу. В жизни происходит много событий, и к ним нужно быть готовым. Никита не хочет выглядеть эпатажно, чем часто грешат модельеры, напротив, старается донести, что так, как он, может себе позволить одеваться каждый. Для некоторых ведь простые синие джинсы с яркой зеленой рубашкой – уже немыслимый прорыв.

Работать дизайнер предпочитает с женским ассортиментом. Считает, что здесь можно пойти на большие риски, и это будет применимо в жизни. Хотя и в мужской моде постепенно границы размываются.

Сейчас Никита находится на эскизном этапе разработки второй коллекции. Вдохновляется архитектурой.

P. S. Когда будущий дизайнер в первый раз работал за манекеном, Людмила Тараканова подсказала загадать желание. Это было 11 октября. И он загадал, и все сбылось. Победа на «Сибирском кутюрье» случилась именно в этот день. Может она волшебница?

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ЧЕРНИЧЕНКО. Фото Олега КЛИМОВИЧА и из личного архива Никиты ЗАХАРЧУКА.