Почему торговым предприятиям Витебска нужна перезагрузка и как маркетплейсы влияют на покупательский спрос?

logo
Пятница, 18.04.2025 10:09 | Рубрика: Общество
02305
18 апреля / «Витьбичи» / Диана Курило /. Почему торговым предприятиям Витебска нужна перезагрузка, как маркетплейсы влияют на покупательский спрос и стали ли покупать меньше белорусских товаров? Об этом шла речь на заседании Витебского горисполкома, где были рассмотрены итоги работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в минувшем году и поставлены задачи на текущий.

Торговый зал в Витебске

Что стоит за цифрами
Для белорусской торговли 2024-й был нелегким. Предприятиям пришлось работать в жестких условиях санкций и пересматривать логистические цепочки поставок товаров. К тому же из-за действия ограничительных мер по росту торговых надбавок необходимо было искать неординарные подходы к выполнению прогнозных показателей и самое главное — не допустить дефицита товаров на отечественных прилавках. С этой задачей в целом отрасль справилась, что констатировал председатель горисполкома Алексей Героев.

Подводя итоги минувшего года, начальник управления торговли и услуг горисполкома Татьяна Прокопенко отметила, что по многим продуктам питания, таким как мясо, сыры, яйца, сахар, сливочное масло, отдельные виды овощей потребительский спрос практически на 100 процентов удовлетворяется за счет белорусских производителей. И это способствует укреплению продовольственной независимости государства.
Вместе с тем она констатировала: озабоченность вызывает снижение удельной доли отечественных товаров в объеме розничного товарооборота. В то время как Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года предусматривает достижение доли продажи продовольственных товаров отечественного производства организациями торговли на внутреннем рынке в общем объеме продаж не менее 85 процентов, в Витебске этот показатель имеет тенденцию к снижению.

Среди факторов, препятствующих более интенсивному росту продаж отечественных товаров, начальник управления торговли назвала развитие интернет-торговли, широкое предложение импортных товаров более низкого ценового сегмента с развитием торговых сетей в формате магазинов низких цен, а также магазинов секонд-хенд, большой выбор на рынке товаров легкой промышленности производства Средней Азии.

Стоит отметить, что белорусская торговля предпринимает ряд мер по повышению доли отечественных товаров в розничном обороте. На целый ряд продукции бытового назначения предоставлена возможность получения льготного кредита. Покупатели широко информируются об этом. Кроме того, на постоянной основе осуществляются контрольные мероприятия в отношении субъектов торговли на предмет наличия в продаже товаров отечественного производства, их выкладки.

Но вопросы есть
Вместе с тем у горисполкома есть вопросы к торговым организациям.

— Техническое оснащение местных торговых сетей, качество обслуживания покупателей, оформление витрин должны соответствовать времени и статусу Витебска как областного центра, — подчеркнул Алексей Героев.

С мнением главы города согласились заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Наталья Василевская и член Совета Республики Национального собрания Беларуси, начальник главного управления торговли облисполкома Ирина Левкович, принимавшие участие в заседании. Заместитель министра убеждена, что в Витебске необходимо развивать инновационные подходы в обслуживании покупателей.

— Местные торговые сети слабо внедряют современные технологии обслуживания покупателей: кассы самообслуживания, магазины без продавцов, — считает Наталья Василевская.

Ирина Левкович обратила внимание на недостаток в Витебске объектов общественного питания. В последние годы открываются в основном мини-кафе, кофейни с незначительным количеством мест либо не имеющие посадочных мест и предлагающие еду на вынос, а также ее доставку. Острый дефицит маленьких кафе для семейного отдыха ощущается в спальных районах. Необходимо открыть порядка 270 общедоступных мест общественного питания.
Сенатор предложила городским властям при выставлении на аукцион свободных площадей определять целевое назначение таких помещений — под открытие кафе или ресторанчиков.

Темп роста розничного товарооборота в 2024 году через все каналы реализации в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2023-го составил 107,5 процента и это выше среднеобластных показателей.

Доля продовольственных товаров в розничном товарообороте по итогам года составила 54 процента. Вырос товарооборот и в организациях общественного питания: темп роста в сопоставимых ценах — 111,5 процента.

Алексей Героев добавил, что исполком открыт для предложений малого бизнеса, реализация которых пойдет на пользу жителям и городу.
— Торговля, сфера услуг — это визитная карточка Витебска, — подчеркнул мэр и поставил конкретные задачи перед руководителями предприятий торговли. Основные из них касаются обеспечения устойчивой работы субъектов торговли, бесперебойного наличия в сетях полного ассортимента социально значимых товаров, расширения и увеличения объемов продажи товаров отечественного производства, в том числе выпускаемых в Витебской области.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Диана КУРИЛО. Фото из архива «Витьбичей».