Александр Дединкин, директор Витебского филиала «МИТСО»: «Назрели объективные предпосылки для внесения очередных изменений и дополнений в Конституцию Беларуси»

logo
Среда, 05.01.2022 12:45 | Рубрика: Официально
0895

В жизни любого общества и государства Конституция играет особую роль. Это фундамент нашей жизнедеятельности, а ее принятие – знаковое историческое событие для народа.

Глава нашего государства Александр Григорьевич Лукашенко в год 25-летия Основного Закона емко и точно отметил: «Конституция сосредоточила в себе богатый исторический опыт и мудрость предыдущих поколений, закрепила правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определила приоритеты национального развития».

Наша история, традиции, культура, в том числе правовая, насчитывают не одно столетие. На территории Беларуси действовала одна из первых конституций средневековой Европы – Статут Великого Княжества Литовского. Мы не должны забывать и о первой буржуазной Конституции 3 мая 1791 года. Это первый такого рода Основной Закон в Европе и второй после США. Таким образом, наши предки внесли значительный вклад в развитие демократических ценностей в Европе и мире.

Конституции Республики Беларусь предшествовали четыре Конституции БССР 1919, 1927, 1937 и 1978 годов. Действующая Конституция Республики Беларусь была утверждена 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной Беларуси. Она фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства уже на новой социально-экономической основе.

Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном Президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей. И белорусы его обрели. 10 июля 1994 года Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Александр Лукашенко.

До настоящего времени в Конституцию Республики Беларусь изменения вносились трижды – по результатам республиканских референдумов 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и на основании Закона Республики Беларусь от 12 октября 2021 года.

В настоящее время назрели объективные предпосылки для внесения очередных изменений и дополнений в Конституцию. Следует отметить, что в условиях глобализации происходят существенные изменения миропорядка, а также общественных отношений. Идет борьба за сферы политического влияния, сырьевые ресурсы и рынки сбыта товаров. Вызовы извне, которые обрушились на наше молодое государство в 2020 году, заставили нас в кратчайшие сроки обрести зрелость. Мы на себе ощутили опасность потери суверенитета, стабильности, мира и порядка.

Таким образом, первой предпосылкой для внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию стало изменение геополитической ситуации в мире.

В статье 18 действующей Конституции говорится о том, что Республика Беларусь ставит целью сделать свое государство нейтральным. Однако мы как малое государство не можем сегодня в одиночку обеспечить свой суверенитет. Его сохранить можно только в союзе с Россией и государствами ОДКБ. Именно поэтому в новом проекте Конституции уже не говорится о нейтралитете Беларуси, а делается акцент на том, что Республика Беларусь является миролюбивым государством, которое исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств.

Остановимся на второй предпосылке. Действующая Конституция, как известно, принималась в условиях необходимости усиления централизации государственной власти, вызванной распадом СССР. Было признано целесообразным, что только сильная исполнительная власть во главе с Президентом может обеспечить выход Беларуси из глубокого кризиса. Именно поэтому большинство решений были замкнуты на Главе государства.

Вместе с тем, жизнь не стоит на месте, и в результате к данному моменту в стране сложились соответствующие объективные предпосылки для осуществления дальнейшей демократизации политической системы.

С учетом произошедших в стране изменений отпала необходимость в сохранении подобной концентрации президентской власти, и настало время перераспределить отдельные полномочия Президента между другими центральными государственными органами. Часть полномочий предполагается передать на местный уровень.

Третьей предпосылкой для внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию, на мой взгляд, является то, что в белорусском обществе произошла кристаллизация национальных ценностей, культурных и духовных традиций, которые на законодательном уровне необходимо закрепить.

Преамбула в проекте новой Конституции дополнена положениями о сохранении национальной самобытности, культурных и духовных традиций. И это действительно важно. Во-первых, речь идет о сохранении исторической памяти. В проекте новой Конституции предполагается дополнить статью 15 следующим текстом: «Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны». Таким образом, в обществе есть четкое понимание того, что мы не должны допустить фальсификаций нашего героического прошлого. И вполне закономерно, что 2022 год объявлен в нашей стране Годом исторической памяти.

Во-вторых, делается акцент на ценностях брака и семьи. В проекте новой Конституции предполагается дополнить статью 32 следующим текстом: «Брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства».

Как видно, в данном случае закрепляются традиционные представления белорусов о брачно-семейных отношениях, которые не совпадают с западными представлениями о так называемой толерантности и однополых браках.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.