Магазинные кражи. Как с ними бороться?

logo
Среда, 18.01.2017 15:30 | Рубрика: Общество
111655

Они приходят в бутики и гипермаркеты как к себе домой, чтобы одеться, обуться, воспользоваться косметикой, выпить, полакомиться деликатесами, не заплатив при этом ни копейки. А если их останавливают — закатывают истерики и скандалы, грубят, угрожают. Кажется, что на магазинных воришек, которых сотрудники правоохранительных органов неофициально, но емко и образно именуют «хищниками», управы нет. И проблема эта лишь обостряется в периоды кризиса, когда зарплаты падают, а цены растут.

Детская коляска как орудие преступления

Жарким июльским днем прошлого года по тротуару недалеко от вокзала несся мужчина, толкая перед собой детскую коляску. Следом за ним бежала девушка. Задыхаясь, она вы­крикивала: «Стой, ворюга! Тебе не уйти — я милицию вызвала!» Первое, что пришло в голову: «Господи, неужели ребенка хочет украсть?»

Я шагнула наперерез, замахала руками, правда, плохо представляя, как все-таки смогу остановить такого амбала. Но внезапно похититель резко затормозил. Он явно услышал сирену приближающейся милицейской машины. Откинул одеяльце, вытащил несколько баночек французского крема, швырнул их на землю: «На, подавись!» Я помогла подбежавшей девушке, которая лишь беспомощно погрозила кулачком уходившему вору, собрать товар. Оказалось, что несколько минут назад этот «папаша» зашел в магазин косметики с коляской, мол, не могу ребенка оставить без присмотра на улице. ( Кстати, мы так и не разглядели, кто в коляске: настоящий младенец или кукла). Походил по залу, внимательно рассматривая товар. Улучив момент, когда продавец отвлеклась на другого покупателя, стал снимать с полки баночки и прятать их под одеяльце. На его проделки обратила внимание пожилая покупательница, но пока она колебалась, говорить ли об этом сотрудникам магазина, вор беспрепятственно покинул торговый зал и вышел на улицу. Когда старушка все-таки шепнула продавцу, что их только что обокрали, та, не раздумывая, бросилась в погоню. «Да пропади он пропадом, этот крем! — в сердцах произнесла я. — Как ты с этим мужиком собиралась справиться, он ведь тебя мог в порошок стереть!» « Надоели воры! Зарплата у меня не такая большая, чтобы из нее еще и за украденный товар высчитывали! Вот злость и разобрала, побежала, не думая, на адреналине! — пояснила девушка. — Вообще, если мы замечаем, что кто-то припрятал товар и не рассчитался за него, то закрываем двери, нажимаем «тревожную» кнопку. Но очень часто даже те, кого поймали с поличным и сдали милиции, спустя некоторое время снова приходят к нам «отовариться», да еще и обзываются, грозят. Неужели их нельзя посадить хотя бы ненадолго?»

Ловись, колбаска…

Увы, к подобным правонарушениям общественное мнение относится довольно снисходительно, в чем давным-давно убедились работники многих магазинов города.

— Честные покупатели крайне редко предупреждают нас о воришках, — рассказывает контролер торгового зала магазина №144 ОАО «Веста» Сергей Исаев. — По принципу: «Не мое, и бог с ним». А между прочим если старушка украла даже пачку масла (ее почему-то все жалеют), то нам стоимость товара никто не возместит. Бригада несет материальную ответственность, и если получила товар, должна за него отчитаться. Я уже давно работаю, насмотрелся всякого. Есть категория людей, которые на этом зарабатывают. Есть те, кто совершает такой поступок в поисках экстрима — это чаще всего подростки. Читал о клептоманах — людях с психическим расстройством, которым непреодолимо хочется воровать. Но тех, кто руководствуется корыст­ными целями, большинство. К примеру, один мужчина украл 11 банок красной икры! Женщина под полой пальто пыталась вынести столько продуктов, что можно было устроить банкет. Она специально пришила к подкладке несколько крючков и вешала на них пакетики — «ловила» колбасу и сыр. Вот буквально на днях снова пришла девушка, симпатичная, в норковой шубке. Я уже обратил на нее внимание, но не потому, что она мне понравилась — совсем наоборот. Правда, в прошлый раз поймать ее не удалось, а на этот взяли с поличным — она в карман шубки спрятала батон сыровяленой колбаски. Мы ее задержали, составили акт, вызвали милицию. Объяснения дала те же, что и другие, пойманные за руку: «Забыла, да и все!» В моей практике еще ни разу не было случая, чтобы вор признался: «Да, я украл!»

Интересуюсь, есть ли у меня шанс поучаствовать в поимке воришки на этом дежурстве.

— Не угадаешь, у них расписания нет. Хотя есть и постоянные «клиенты», они приходят регулярно, мы их уже в лицо знаем, да ничего поделать не можем, — вздыхает Сергей. — Иногда втираются в доверие, обращаются как к хорошему знакомому, здороваются, разговаривают «за жизнь», а за твоей спиной тащат в карман все, что туда влезает. Вообще, по моим наблюдениям, в последнее время воровать стали чаще, причем группами, в которых роли распределены: один отвлекает контролера, например, спрашивает, где найти какой-нибудь товар, другой наполняет корзину и незаметно передает ее третьему, а уж он прячет продукты, иногда в таких местах, что и не подумаешь. Но я уже по поведению могу определить, какие намерения у покупателя. Если он долго ходит по залу, оглядывается, смотрит, где контролер, значит, что-то замыслил. У нас установлены камеры видеонаблюдения, каждый уголок магазина просматривается, запись ведется в автоматическом режиме, и если возникает необходимость, можно посмотреть, кто и что брал, что делал в торговом зале. Дорогостоящий товар хранится под замком в стеклянных витринах. Однако число любителей дармового не уменьшается. Бывает, за день предотвращаем краж на 100 рублей и более. Схватить вора за руку на кассе — мастерство, а предотвратить хищение — высший пилотаж. Стараемся работать на опережение.

— Чтобы эффективно бороться с этой напастью, надо ужесточать законодательство, — полагает заведующий магазином Марина Янченко. — А то украл у физического лица — вора накажут, как полагается, у юридического — отделается легким испугом. Наши продавцы не раз предлагали фотографировать постоянных воришек и помещать их снимки у дверей. Но мы не имеем права! Кроме того, очень мешает стихийный рынок, который постоянно образуется возле входа в магазин. Особенно обидно бывает видеть там товар, который украли у нас и передали на реализацию горе-продавцам, у которых нет ни лицензии на розничную торговлю, ни санитарной книжки. Очень хотелось бы, чтобы милиция, налоговые органы больше внимания обращали на такие факты и пресекали их.

Знает кур, как не попасть в ощип

В прошлом году только судом Железнодорожного района Витебска рассмотрено более 400 дел о мелких хищениях, причем надо учесть, что введено альтернативное подведомственное рассмотрение таких дел — руководством отделов внутренних дел. Значит, умножай на два. Кроме того, зачастую воришку, отняв товар, просто-напросто отпускают — сотрудникам магазина или не хочется, или некогда заниматься официальной процедурой привлечения его к ответственности. Между тем законодательством предусмотрены солидные штрафы за такие административные правонарушения.

— За мелкое хищение, совершенное в первый раз, на основании части 1 статьи 10.5 КоАП Республики Беларусь предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин независимо от суммы, на которую было похищено имущество. Сейчас это составляет от 230 до 690 рублей, — пояснила судья суда Железнодорожного района Елена Цыганкова. — Если правонарушение совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за подобное хищение, минимальный штраф составит уже 30 базовых величин — это 690 рублей. Опять-таки независимо от суммы похищенного, к примеру, даже если это жевательная резинка либо глазированный сырок.

— Елена Михайловна, от работников торговли не раз слышала, что законодательство снисходительно относится к «хищникам». Так ли это?

— Все дело в том, что уголовная ответственность за хищения у физических лиц наступает, если сумма похищенного превышает две базовые величины, за хищения у юридических лиц — более 10 базовых величин. Профессиональные воры хорошо знают законодательство и берут столько, чтобы не превысить эту сумму. Кроме того, хочу добавить, что законом предусмотрена и такая мера, как административный арест, который налагается на лиц, привлеченных к ответственности как по 1-й, так и по 2-й части статьи 10.5 КоАП Республики Беларусь. Но злоумышленников это не останавливает, краж в магазинах меньше не становится, скорее наоборот.

— Наверное, они не боятся наказания, понимают, что уголовная ответственность им не грозит. Подумаешь, оштрафуют, подвергнут аресту! Не посадят же!

— Есть категория — женщины, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей, их по законодательству нельзя подвергнуть административному аресту. И мамаши воруют все, начиная с дет­ского питания и заканчивая водкой. «Прогулки» по магазинам с детскими колясками — это, если можно так сказать, вообще классика воровского жанра. Помню случай, когда одна украла столько товаров, сложив их в коляску, что всего несколько рублей не хватило до возбуждения уголовного дела. Еще пример. Молодая женщина из Рубы ходила в местный магазин как на работу. За две недели похитила товаров на 821 тысячу неденоменированных рублей. Каждый день брала хоть что-нибудь, начиная от освежителя воздуха и заканчивая шоколадом и ветчиной. В магазине было установлено видеонаблюдение, но «проделки» ее заметили не сразу. А первая удачная кража, оставшаяся без внимания, вдохновила на следующие, аппетиты росли. Но ведь известно, что все тайное обязательно становится явным. Женщину задержали. По постановлению суда она была оштрафована на 15 базовых величин, что на тот момент составляло 2,25 миллиона рублей.

— Этой категории еще и сочувствуют! Кроме того, общественное мнение снисходительно относится к пенсионерам, мол, они-то уж точно от нужды воруют!

— Приведу пример. Пенсионерка Иванова (фамилия изменена) вынесла за узел расчета магазина «Евроопт» продуктов на 370 тысяч неденоминированных рублей. В этом списке были не только сметана и печенье, но и грузинское вино, паштеты, ветчина. Спрашивается, почему она это сделала? Явно не от голода. Поскольку хищение совершила повторно в течение одного года, была подвергнута штрафу в размере 35 базовых величин, что на тот момент составляло 6,3 миллиона рублей. Вообще, вызывают недоумение поступки уже немолодых людей, которые крадут в магазине шоколадки для любимых внуков или «Вискас» для не менее любимых котиков. Наверное, куда экономнее заплатить 2-3 рубля, чем солидный штраф, а главное — совесть будет чистой.

— Елена Михайловна, какие объяснения чаще всего дают «хищники»?

— Иногда сочиняют очень запутанные истории. Например, один гражданин, уже хорошо известный сотрудникам охраны магазина «Евроопт» и снова пойманный с поличным, факт воровства отрицал, говорил, что отравился орехами, приобретенными ранее в этом магазине, поэтому пошел выяснять отношения с администрацией, но по пути завернул на рынок, купил там хороших орехов, женские спортивные штаны и другой товар. И со всем этим зашел в торговый зал. Однако записи с камер видеонаблюдения изобличили его. А вообще я бы рекомендовала покупателям не увлекаться разговорами по мобильному телефону во время совершения покупок. Возьмем, к примеру, вот такое объяснение: «Стоял в очереди в кассу, держал в руке батон дорогой колбасы. Когда зазвонил мобильник, решил переложить товар в другую руку, но колбаса «случайно» упала в рукав». Самая распространенная ссылка именно на звонки, мол, надо было ответить, а товар было некуда положить, вот и положил его на время в карман, рукав, под одежду, да там и забыл.

Мелкие хищения в магазинах — давнишний бич отрасли. В условиях, когда он стегает все больнее, каждая торговая сеть решает по-своему, как смягчить эти удары. В одной возлагают обязанности по охране товара и задержанию воров на самих продавцов, а если они не досмотрели и сумма похищенного превысила установленный «лимит» издержек, то пусть платят из своего кармана. В другой сети оборудуют магазины современными системами видеона­блюдения, нанимают охрану, обучают персонал, снабжают товары защитными чипами и так далее. Но полностью решить проблему пока нигде не могут. Наверное, потому, что в ней — клубок противоречий, как законодательных, так и психологических, морально-этических. Например, что лучше: задержать вора возле кассы, иногда вступив в конфликт, и тем самым вызвать сомнения у других покупателей (может, здесь со всеми так грубо обращаются?). Попросить подозрительного клиента открыть свою сумку и нарваться на скандал, жалобу? Или все-таки закрыть глаза на то, что он может что-то вынести? Не ясно. Но нам, покупателям, не мешало бы понять: если ты честный человек, то ничего не возьмешь тайно и даром не только у знакомого, соседа, но и в магазине. И не отвернешься равнодушно, заметив в торговом зале проделки «хищника». Ведь, в конечном счете, стоимость украденного возмещать будут конкретные люди: или работники прилавка, или мы с вами, так как «за­планированные» на воровство издержки могут сказаться и на цене товаров.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ИВАНОВА.