«Форсаж» отдыхает. Корреспондент vitbichi.by поработала с экипажем санитарной колонны Спецавтобазы города Витебска

logo
Пятница, 22.10.2021 14:20 | Рубрика: Общество
02190
Познакомиться ближе со спецификой работы тех, кто делает город чище, решила неслучайно. Регулярно наблюдаю утром, как сотрудники Спецавтобазы освобождают контейнерную площадку от мусора. Не отметить мастерство филигранной парковки водителя не могу — на такой большой машине он умудряется проделывать удивительные маневры на маленьком пространстве, просчитывает каждый сантиметр движения.



Я сама вожу авто. И как-то по неопытности подумала, что не проскочу в узенький проезд между МАЗом, убирающим мусор, и деревом во дворе. Но водитель «гиганта», увидев мою нерешительность, улыбнулся и одобрительно махнул рукой. Мол, едь! А потом и вовсе вышел из машины и крикнул, что он рассчитал параметры моего авто, когда парковался, и я спокойно проеду. Так и вышло.

Уже на следующий день я отправилась «устраиваться» на предприятие «Спецавтобаза города Витебска». Пришлось сделать усилие над собой — рабочий день начинается в 6.00! Моим наставником стал главный инженер Илья Мисник. Он познакомил с новыми «коллегами» — экипажем в составе Александра Быченко и Юрия Радькина. Нам предстояло убирать мусор в микрорайоне Билево. Пока добирались туда, я вникала в тонкости профессии.


Как рассказал Илья Васильевич, всего на предприятии трудится около 400 человек, 130 из них — в санитарной колонне: это водители, грузчики, те, кто занимается ремонтом контейнеров и площадок. В распоряжении Спецавтобазы 74 мусоровоза, 5 самосвалов, 3 бортовые машины, 3 машины, которые обслуживают садовые товарищества. Некоторые — «старички» 1992 года выпуска, другие новые — 2020 года. Есть техника с боковой загрузкой, есть более современная — с задней: она позволяет принять большее количество мусора и исключает вероятность его просыпания во время погрузки и движения.

Честно говоря, когда шла на работу, думала, что под чутким руководством водителя спецтехники смогу сама «похозяйствовать» на панели управления. Представляла, что работа осуществляется с помощью какого-нибудь рычага или джойстика. Ничего подобного! Рычагов в машине от 8 до 10, а в более современной, на которой предстоит работать нам, установлен пульт управления. Механизм захвата состоит из нескольких гидроцилиндров. В общем, я поняла, что даже носа совать к этой технике дилетанту, то есть мне, не стоит.
Первый адрес, по которому выехали, — улица 33-й Армии, 17. К нашему приезду дворник уже выкатил контейнеры из мусороприемных камер в подъездах. Вместе с Александром Быченко подкатываем их по очереди к задней части нашей машины, фиксируем, а затем механизм сам поднимает и выгружает содержимое. Надо сказать, что по ровному асфальту везти контейнер вполне по силам и женщине. Вот только при спуске с бордюра немного поднапряглась.

Выезжать со двора пришлось задним ходом. При этом машина издает специальный предупреждающий звук.

— В этом дворе все относительно просто! — рассказал Юрий Радькин. — А вообще нам каждый день приходится сталкиваться с несколькими проблемами, которые замедляют работу.

О первой я догадалась сразу — неправильная парковка машин. Сама была свидетелем неприятной ситуации. Подруга живет в доме № 63, корпус 3, по улице «Правды». Приехала к ней на автомобиле. Отмечу, что я порядочный водитель: никогда не пытаюсь всунуться куда-нибудь любыми путями, чтобы припарковаться. Иногда даже оставляю авто в соседнем от дома дворе, чтобы не портить зеленую зону и не подпирать кого-нибудь. А вот некоторые водители во дворе подруги совсем не брезгуют нарушением правил и оставляют машины на стороне домов (по правилам это нужно делать на противоположной стороне). В итоге — яблоку негде упасть! Как раз в этот момент «просочиться» по узкому проезду до следующей контейнерной площадки тщетно пыталась мусороуборочная техника. В конце концов водитель поехал назад, так и не добравшись до цели.


— Вы как раз назвали один из самых проблемных адресов, — прервали меня напарники. — Из-за нерадивых водителей нам приходится делать большой круг. А недавно у наших коллег был конфликт с водителем такси, который настолько обнаглел, что регулярно парковал свою машину чуть ли не вплотную к мусороприемной камере у подъезда дома № 30 по улице Чкалова. Это, естественно, мешало работе. Вызвали сотрудников ГАИ. Только тогда вопрос решился. Как и в случае с одним гражданином, который видел, что наша машина не может подъехать к контейнерной площадке — его авто стояло прямо возле нее. А он просто гулял с собакой рядом и словно насмехался. На просьбу отогнать машину заявил, что не обязан этого делать. Но сотрудники ГАИ спесь эту сбили…

Бывает, от экипажей только за полчаса может поступить в ГАИ десяток звонков. На прибытие сотрудников, поиски владельца авто уходит приличное время. И логично, что, если в каждом дворе экипаж столкнется с нарушением правил парковки, свою норму за день он просто не выполнит. А ведь согласитесь, что переполненные мусорные контейнеры, из которых птицы таскают все подряд и разбрасывают по двору, вызывают самые неприятные эмоции… И, конечно, виноватыми для жильцов в этой ситуации будут работники Спецавтобазы. Но вот другую сторону медали они почему-то не всегда хотят видеть…

Еще одна проблема — строительные отходы. Их жильцы должны вывозить сами. Услуга платная. Для этого можно подать заявку в Спецавтобазу или обратиться к частникам. Но многие почему-то это правило игнорируют, рассуждая, мол, зачем же платить, если можно «под шумок» вынести кирпичи от разобранной межкомнатной стены на контейнерную площадку.
Кстати, недавно мы дома завершили ремонт в ванной и туалете. Старую плитку, которой оказалось немереное количество, мастер сложил в специальные мешки. А вот их вывоз мы организовывали сами. Поскольку мне надо было сделать это быстро, договорилась с частником по объявлению. За погрузку со второго этажа и вывоз мужчина попросил 80 рублей (это средняя цена, как я выяснила потом)! Конечно, жаба немного душила, но что делать? А вот утром я очень даже разгневалась, когда обнаружила на контейнерной площадке склад из плитки и досок — кто-то самый хитрый и наглый решил «не запариваться». Обидно.

— К сожалению, нам приходится вывозить такой мусор, хотя по факту не обязаны этого делать, — сетовал Илья Васильевич. — В городе есть места, где строительные отходы появляются регулярно. Например, в районе проезда от Московского проспекта к улице «Правды» (за технологическим университетом). Практически каждый день вывозим оттуда строительный мусор. У нас есть подозрение, что его туда сгружают как раз частники. Ведь за захоронение мусора на полигоне твердых коммунальных отходов — единственном санкционированном в городе месте — им приходится платить определенную сумму.

Кстати, я вспомнила, что спросила у частника, который помогал нам с вывозом, куда он повезет весь этот мусор. А он почему-то неоднозначно ответил: «А это вас уже не должно волновать…»
Опередив мой следующий вопрос, Илья Васильевич с сожалением отметил, что наш народ не готов еще полностью к раздельному сбору мусора. И примеров тому уйма. Горький опыт научил сотрудников Спецавтобазы не устанавливать специальные контейнеры в новостройках сразу после сдачи дома в эксплуатацию, например, в Билево.

— Там имели место случаи, когда мы приезжали забирать контейнеры для раздельного сбора отходов и обнаруживали, что бак доверху заполнен кирпичом или другим строительным мусором. А это огромный вес, от которого стрела мусоровоза может запросто сломаться. Приходится разбирать все вручную…

Некоторые жалуются на нас, что такие контейнеры установлены у подъездов без специальной ограды, в отличие от тех, что находятся на контейнерной площадке. Но согласно техническому кодексу установившейся практики, которым руководствуются сотрудники предприятия в работе, такое ограждение не обязательно. Надо сказать, что подобные жалобы возникают только тогда, когда сами же жильцы выбрасывают в эти контейнеры бытовой мусор, часто — небрежно, просыпая содержимое пакетов. Кто-то же вообще просто ставит свое «добро» у такого бака — прекрасное лакомство для птиц и бездомных животных.

В то же время для некоторых витебчан раздельный сбор мусора стал делом принципиальным, что не может не радовать. Как рассказал Илья Васильевич, в некоторых дворах по улице Воинов-интернационалистов в контейнерах для раздельного сбора отходов идеальный порядок — он сам проживает на этой улице.

Вообще, понаблюдав день за работой экипажа, я еще больше убедилась, что это тяжкий труд. И, пересядь я сейчас за руль большегруза, и близко не смогла бы совершить во дворе нужный маневр.

— Хорошие специалисты в нашем деле бесценны, — отметил Илья Васильевич. — Все, кто хотят стать водителями, проходят стажировку: 4 дня теории и 12 смен «откатки». Случается, что новичок поездит с нашим водителем несколько раз и отказывается от идеи устроиться на работу. Мол, не справится с таким непростым вождением. Есть нюансы, которые, мягко говоря, не радуют и опытных водителей. Бывают ситуации зимой, когда снег не убран во дворах или на улице гололед, машина может откатиться и, например, зацепить припаркованную рядом машину. По новым правилам дорожного движения за это водителю полагается штраф в размере от 5 базовых величин и обязательное прохождение комиссии. Хотя по факту прямой вины водителя в подобных случаях нет.

Надо сказать, что день получился насыщенным. Вечером, справившись с домашними делами, вышла вынести мусор. Увидела, как бабушка-соседка собирается выбросить в контейнер для бумаги пластиковую бутылку.

— Бабуль, пластик надо выбрасывать в желтый контейнер, стекло — в синий, макулатуру — в зеленый, — подсказала я.

— Ой, спасибо, детка, а то я прочитать не могу — зрение совсем плохое, — объяснила женщина. — А ты откуда это знаешь?

— Да так, просто работала на Спецавтобазе, — с улыбкой ответила я.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Алеся САМОТОЙ. Фото Олега КЛИМОВИЧА.