Не откладывайте на завтра то, что можно надеть сегодня. О моде и стиле — с дизайнером Людмилой Таракановой

logo
Вторник, 12.10.2021 12:37 | Рубрика: Общество
01734
Наш собеседник – член Белорусского союза дизайнеров, создатель авторской марки TARAKANOVA, доцент кафедры дизайна и моды Витебского государственного технологического университета Людмила Тараканова-Попковская.


Многие ее выпускники стали настоящими профессионалами, работают в fashion-индустрии в Беларуси, России, Германии, Италии, Франции, Польше, Израиле и других странах. Людмила Владимировна никогда не ограничивала себя исключительно преподавательской работой. 

Она – художник, который создает моду, автор более полусотни коллекций (в основном мужской одежды), которые успешно демонстрировала на подиумах международных и республиканских фестивалей и конкурсах модельеров-дизайнеров. О ее творческом методе лестно отзывался Такада Кензо, некоторые коллекционные изделия марки TARAKANOVA престижный журнал Collezioni Uomo публиковал в комплекте с моделями одежды всемирно известных брендов Vivienne Westwood, Calvin Klein и Lacoste.

На протяжении многих лет Людмила Тараканова сотрудничала с предприятиями легкой промышленности Беларуси, ее разработки неоднократно демонстрировались на выставках БелЭКСПО.

Дизайнер — постоянная участница показов Белорусской недели моды (BFW). В начале октября Людмила Тараканова представила в Минске новую мужскую коллекцию сезона весна-лето 2022 «Антреприза».


Сочиняя мужскую дизайнерскую одежду, Людмила работает на стыке моды и искусства. Это подмечают эксперты. С каждой новой коллекцией она словно создает собственную капсулу времени, в которой через визуализацию образов в костюмах, живопись тканей, новые конструкции одежды фиксирует характер вдохновившей ее той или иной эпохи, передает свое личное к ней отношение и закладывает «послание» о том, как все это отразится на моде будущего. Такой масштаб творческих замыслов. Новая мужская коллекция, представленная недавно на BFW, не стала исключением.
– Людмила, а что вдохновило на создание «Антрепризы»?

– Любая новая коллекция – это исполнение желания, а оно в том, чтобы поделиться с людьми радостью собственных находок, открытий, догадок, идей, которые вынашиваешь, как дитя. И, конечно, выражение творческого эго в том, что создаешь. Так считал и великий русский антрепренер Сергей Дягилев, 150-летие которого отмечает в этом году мир искусства. В 1920-е балетная антреприза «Русский балет Дягилева» функционировала 21 сезон и ввела в Европе моду «на всё русское». Дягилевские театральные постановки были яркими, красочными шоу с роскошными костюмами, чарующими декорациями и музыкой. В той эпохе – источник вдохновения, и конечно, в творчестве художников, сотрудничавших с Дягилевым. Со студенческих лет преклоняюсь перед Натальей Гончаровой, Александром Бенуа, уроженцем Гродно Леоном Бакстом…

– Они действительно могут быть актуальными для современной моды?

– А почему нет? В коллекции присутствуют ткани модных охристых, золотистых цветов, потрясающих и любимых мною оттенков осени. Но это же цвета Бакста! Художники, работавшие с Дягилевым, прославляли физиологию тела. А мода телесна, скульптурна, говоря нынешним языком, 3Д-объемна. Театрализация образов – это тоже росток из того времени. Сейчас есть такое направление в дизайне, как «роскошь босиком», когда сочетается несочетаемое. Одежда, для которой используются дорогие ткани с украшательством, с богатым рисунком, вышивкой, преподносится в упрощенной форме. Я работаю в этом тренде. Декоративные ткани мебельных, портьерных структур использую в привычном для нас ассортименте, например, для пальто. Это шаг к совмещению историзма, взятого из декораций того же Дягилева, и новых направлений. Декоративность свойственна современному костюму! Мне очень хочется вернуть в моду то, что было характерно концу XIX – началу XX веков, – утраченную индивидуальность через образность. Конечно, важно дать потребителю носибельную вещь, но обязательно подчеркивающую характер личности.


– Мода ностальгирует по ушедшим эпохам?

– Мода работает с прошлым, к нему всегда есть интерес, но она никогда не копирует его, не делает прямых цитат. Обязательно добавляется нечто новое. Интересно, что 20 лет XXI века мы «питаемся» старой культурой. Дизайнеры находятся в ситуации апгрейда и по кусочку отрабатывают десятилетия ушедшего XX века. Посмотрите, насколько актуальны сейчас сапоги и ботинки на платформе, брюки и джинсы клеш – это отсылка к 70-м, джинсовые куртки с овчинкой, утрированно увеличенные плечи в пальто и пиджаках – к 80-90-м. В женскую моду вернулись формы 50-х – опущенные плечи, широкие юбки. Все дано по-новому, но, безусловно, это узнаваемые символы моды, характерные для определенного периода времени.

– Значит, мода живет по законам цикличности?

– Как любое явление культуры и искусства. По оценкам специалистов, цикл модного явления может составлять 21-22 года. Есть 12-летний цикл привязанности к определенному цвету. Максимально большой виток в развитии моды по существующей теории – 106 лет. Опираясь на цикличность, знание истории моды, можно прогнозировать рисунок ткани, крой. Поэтому в своей программной коллекции я возобновила прямоугольный крой, актуальный для Поля Пуарэ. Габриэль Шанель, которая помогала в четырех спектаклях тому же Дягилеву, выполнила костюмы в спортивном стиле. Но как же они созвучны по духу нынешнему времени!

– Сейчас на улицах наблюдаем массово модных людей, канонически, в соответствии с существующими трендами… и одинаковых. И это становится не интересным. Как же относиться к моде?

– Мода подразумевает массовость, иначе не было бы продаж. Тиражирование продукта заложено в систему модообразования. Но если одежда – инструмент для самовыражения, индивидуальный код носителя моды, а это так и есть, то и пользоваться им нужно грамотно. Выделиться из потока, быть привлекательным можно в том случае, если создан свой образ. А еще обращает внимание присутствие стиля. На мой взгляд, это выражение некого индивидуального настроения человека.

– Когда мы смотрим перспективные дизайнерские коллекции, зачастую удивляемся: разве это можно носить? Как грамотно «считывать» увиденное на подиуме, чтобы применять в повседневности?

– Конечно, программную коллекцию как затравку на будущее по-разному смотрят промышленный художник и обычный потребитель. Например, я ставила перед собой задачу что-то изменить в классическом мужском пиджаке – линии плеча и талии, ряд застежек, форму воротников. И промышленные художники обратили на это внимание и уже заинтересовались. В моей коллекции «Антреприза» объединены разные образы – мужчин, которым понятен и близок пафос нарядной одежды, и мужчин из городской уличной тусовки, визуально раскрепощенных в ношении одежды. Можно просто «примерить» какой-то близкий по духу образ, обратить внимание на детали, на способ ношения сорочек или фраков, визиток, на конструкцию брюк, которые из шароваров легко превращаются в палаццо, на актуальность цветовой гаммы. И так – смотреть любую направляющую коллекцию.

– Что модно нынешней осенью и предстоящей зимой?

– Как я уже отмечала, для мужчин и женщин актуальна джинсовая тема – курточки с овчинкой, с застежками-петлями, как в анораке; брюки клеш от бедра и от колена; на пике пальто в клетку.

Женщины могут смело обращаться к тенденции 70-х в верхней одежде. В моде пальто с отрезной талией и А-образной юбкой. Актуальны широкополые шляпы, береты.

Есть и другое направление – двубортные пальто с большими воротниками и лацканами пиджачного типа, открытых чистых цветов – красный, фуксия, а также ахроматичных – серый, черный, белый. Особенно приветствуется в нынешнем сезоне стеганные пальто.

Цветовая гамма сезона – бежевый, светло-серый, нежный лимонный и оливковый, синий всех оттенков, а также все цвета осени.


– Каким будет фирменное пожелание Людмилы Таракановой всем, кто понимает, что у одежды большой потенциал для выражения индивидуальности?

– Один из трендов – нарядность в повседневности. Радуйте себя, не откладывайте на завтра то, что можете надеть сегодня. И не забывайте: обращает на себя внимание не количество модных вещей, а тот образ, который вы из них создаете.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Никиты ЗАХАРЧУКА и Александра ШЕЛЕГОВА.