Тема номера: внимание — велосипедисты в городе!

logo
Среда, 06.06.2018 15:24 | Рубрика: Общество
02770

С наступлением тепла любители велодрайва снова заполонили городские тротуары. Вот только насколько соседство с ними по душе пешеходам, вынужденным делить с кем-­то свое исконное «жизненное пространство», к тому же с изрядной долей риска?

Источник повышенной опасности

«Кручу, кручу, педали кручу...» Кому из нас с детства не знакома эта песенка добрейшего мультяшного кота Лео­польда, который при возможности предпочитал передвигаться на двухколесном транспорте?

В пользе велосипедных прогулок вообще никто здравомыслящий и не сомневается, только есть одно «но». На городских улицах такие любители здорового образа жизни зачастую создают серьезные проблемы для тех, кто предпочитает передвигаться пешком. К тому же иные лихачи зачастую ездят с руками в карманах и наушниками с грохочущими ритмами. Но это ведь уже совсем никуда не годится!

Не упасть лицом в асфальт

Увы, сосуществование велосипедистов и пешеходов зачастую сопровождается недоразумениями. И это еще мягко говоря.

Недавно читал старую подшивку местной газеты. Так вот, в послевоенное время витебские хозяева велосипедов в обязательном порядке должны были сдавать экзамен на знание правил дорожного движения. Сейчас же создается впечатление, что некоторые велосипедисты считают пешеходов своего рода тренажерами-­кеглями, которые необходимо объехать на максимальной скорости. Вот только эти «кегли» двигаются, причем иногда по непредсказуемой траектории, и попадают под колеса.

Хотя заведующий городским травматологическим пунктом больницы скорой медицинской помощи Василий Степанов отмечает, что пострадавшие от наездов велосипедистов обращаются не так уж и часто. Обычно сами велосипедисты травмируются, падая со своего транспортного средства. И повреждения бывают достаточно серьезные. Случались переломы костей лицевой части черепа, другие травмы головы, верхних и нижних конечностей. Так, навскидку вспомнили, что пару лет назад аналогичное происшествие произошло со студенткой одного из вузов, которая кувыркнулась с велосипеда.

Врачи травмпункта рассказывают про тяжелый случай, когда велосипедист сбил женщину прямо в центре города около «Марко­-Сити», и та, ко всему прочему, ударилась головой об асфальт. В результате — тяжелейшая черепно-­мозговая травма.

Да и не стоит далеко ходить: коллегу по газетному цеху юный велосипедист сбил прямо в зоне отдыха в пойме реки Витьбы. Там же получила травму супруга одного из наших ветеранов спортивной журналистики, которая не стала обращаться к медикам, но довелось довольно-­таки долго похромать. И можно сказать, что пожилая женщина еще легко отделалась.

Можно ездить культурно

А вот еще один хирург из травмпункта, Кирилл Симонов, сам активный велосипедист, ездит на работу по тротуару и в неприятные ситуации не попадал. По его словам, велосипедисты получают травмы в основном из-­за недостаточной освещенности в темное время суток или из-­за езды в состоянии алкогольного опьянения. Проблемы создают и бордюры, хотя, с другой стороны, они выполняют и сдерживающую функцию в отношении не в меру ретивых велогонщиков, развивающих скорость в городе порой большую, чем автомобили. Сам он мимо представителей «групп риска» (пожилых людей и маленьких детей) следует на комфортном расстоянии в пару метров. Прекрасно знает траекторию, по которой можно ­объехать человека.

Большой пропагандист активного отдыха витебский тренер по конькобежному спорту Евгений Богданов, которого знаю не один десяток лет, принципиально передвигается на велосипеде только по проезжей части. И, если останавливают работники ГАИ, ему хватает аргументов убедить их в своей правоте. Он побывал во многих европейских странах от Польши и западнее, и везде обязательно разметкой выделен участок у края дороги для велосипедистов, куда автомобили не вправе заезжать.

Кстати, на велосипедах ездят на работу и два сотрудника «Витьбичей». Смею заметить, что передвигаются они без угрозы для пешеходов.

В чьей юрисдикции?

Приходится слушать жалобы от велосипедистов, что при движении в городе по проезжей части приходится опасаться инспекторов ГАИ, которые в соответствии с теми же ПДД считают, что двухколесному коню здесь не место. Действительно, пункт 148 главы 20 правил гласит, что «движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов». Однако тротуары­то у нас пока еще не везде идеального качества. Да и кто контролирует это «не создавая препятствия»?

Начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Александр Казючиц объяснил, что в любом случае наезда велосипедис­та на пешехода следует набрать единый номер 102, и дежурный определит, кто из сотрудников выедет на место инцидента. Далее проверку проводят сотрудники территориального РОВД. По ее результатам виновный будет привлечен к административной ответственности. Так что безнаказанным правонарушение не останется, хотя оно и не считается ДТП.

А что же делать?

И все же будем оптимистами. Меня лично все больше радуют велопарковки возле магазинов и учреждений. Есть у нас специализированные дорожки по улице Воинов­-интернационалистов, на проспекте Победы, в микрорайоне Медцентр и других.

Председатель городского Совета депутатов Владимир Белевич в теме: местные органы власти уделяют большое внимание пропаганде здорового образа жизни, знают о существующей проблеме и стараются ее решать. Так, согласно градостроительному плану, в новых микрорайонах обязательно запланированы велодорожки. Городская власть рассматривает вариант, чтобы за счет внебюджетных средств обустроить их всюду, где позволяет ширина тротуара, который должен быть не уже 3 метров.

А как поступить в части города старой застройки? Например, на участке тротуара вниз от областной библиотеки, где из­за выступающих конструкций зданий и обыкновенным пешеходам разминуться бывает проблематично. А тут еще вдобавок наши гонщики. Однако им, объективно говоря, на проезжей части в этом месте реально опасно передвигаться из­-за припаркованных автомобилей, волей-неволей попадая на не «свою» полосу. Тут можно пострадать или от двига­ющейся машины, или от открывающейся двери стоящего автотранспорта.

В таком случае, думается, должна быть взаимная вежливость. «Безлошадным» горожанам следует не забывать время от времени поднимать голову и смотреть по сторонам, а велосипедистам, немного перефразируя Ильфа и Петрова, помнить, что их транспорт когда­то изобрели те же пешеходы, поэтому стоит подумать не только о себе, но и о «том парне».

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Алесь БЫНЬКОВ. Фото Олега КЛИМОВИЧА.