Самым современным оборудованием для симуляционного обучения оснащена в Витебском медицинском колледже лаборатория по отработке навыков

logo
Понедельник, 23.11.2020 08:51 | Рубрика: Общество
03291

Кредит на благое дело

Это стало реальностью в рамках реализации соглашения о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития для модернизации системы здравоохранения нашей страны. В медицинском образовании особенно важна практическая подготовка. Поэтому немалая сумма из средств займа вложена в ремонт помещений и оснащение лаборатории по отработке навыков на базах областного кардиологического центра и областной клинической больницы.

Руководитель практики Витебского государственного медицинского колледжа имени академика И. П. Антонова Жанна Максименко провела для нас своего рода экскурсию в лаборатории на базе областной больницы. После издания приказа главного управления по здравоохранению облисполкома она уже функционирует, но в полную силу заработает в январе, после завершения поставки всего симуляционного оборудования.

Просторное помещение для лаборатории клиника предоставила в безвозмездное пользование, ведь она не меньше колледжа заинтересована в подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена. Лаборатория для обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Сестринское дело» состоит из трех соединенных между собой «залов», стены которых выкрашены в свой цвет. «Зал» для реанимации и хирургии фиолетовый, для педиатрии и акушерства – розовый, для терапии и манипуляционной техники – зеленый. Здесь же два современных телементора, интерактивная доска.

-- Симуляционное, то есть имитационное, максимально приближенное к реальным ситуациям в медицинской практике обучение в нашем колледже было всегда, -- подчеркнула Жанна Валерьевна. – Но раньше это были обычные муляжи, фантомы, модели, простые реанимационные манекены. С тем, что есть сейчас, это не сравнить!

Доклинический этап

Сегодня очень высокие стандарты качества и сроков оказания медицинской помощи, постоянно возрастает технологичность выполняемых диагностических и лечебных процедур, что требует от среднего медперсонала высочайшего уровня владения практическими навыками. Добиться этого можно только в ходе контакта и общения с реальными пациентами, при клиническом обучении. Но прежде чем идти к пациентам, учащиеся должны научиться всему в лабораторных условиях, без ущерба для их здоровья. И теперь они делают это с помощью тренажеров разной степени реалистичности. Здесь есть манекен для сердечно-легочной реанимации взрослым с обратной связью с помощью планшетного компьютера. Пока еще не поставлены реанимационные манекены детей разного возраста, включая новорожденного, имитирующий его жизнедеятельность с сердцебиением, криком, пульсацией пуповины и так далее. Ожидается акушерско-гинекологический манекен («беременная женщина») для отработки навыков при родовспоможении. Такое оснащение, подчеркнула Жанна Максименко, позволяет обеспечить многократное повторение алгоритмов, можно совершать ошибки и их исправлять, благо, интерактивное оборудование фиксирует все и даже озвучивает.

В условиях симуляционного обучения акцент делают не только на освоении отдельных манипуляций, доведении их до автоматизма, ведь только тогда можно говорить о сформировавшемся навыке. Но и учат действовать в команде, вырабатывать безопасные формы профессионального поведения и умение общаться с пациентом. В колледже практикуют так называемый сценарный подход к обучению, когда моделируются различные как типичные, так и критические ситуации, а учащиеся действуют при всех возможных вариантах их развития. Ребята разыгрывают, можно сказать, настоящие спектакли на темы оказания помощи по распределенным ролям. Это позволяет преодолеть профессиональный страх при виде пациента между жизнью и смертью, проявить лидерские качества, развить самоанализ, научиться оценивать себя со стороны.

-- Симуляционное обучение способно исправить многие недостатки в практической подготовке медицинского персонала, -- подытожила Жанна Валерьевна. – Мы очень довольны тем, что получили возможность использовать в работе оборудование такого высокого уровня. Тем не менее наши преподаватели не считают, что это альтернатива «живому» общению с пациентом. Хорошее средство сделать его более эффективным и комфортным для обеих сторон -- да. Пройдя такое обучение, на клиническом этапе ребята будут чувствовать себя гораздо увереннее.

Где училась, там и пригодилась

Надо добавить, что и сама Жанна Валерьевна постигала тайны профессии в стенах витебского тогда еще медучилища, входила в банк данных специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Затем окончила ВГМУ, работала главным врачом Вайханской сельской врачебной амбулатории Городокского района. Прошла переподготовку по акушерству и гинекологии, трудилась акушером-гинекологом в ЦРБ.

Шесть лет назад вернулась в колледж. И, говорит, в общении с учащимися чувствует себя больше врачом, а не педагогом. Она стремится быть с ними на равных, как с будущими коллегами, прививать клиническое мышление, любовь к пациентам. На занятиях по курсу гинекологии Жанна Максименко важной считает задачу раскрепостить ребят, чтобы они не стеснялись задавать вопросы сами. Ведь будущим фельдшерам вскоре предстоит отвечать на вопросы пациентов. Руководитель практики – педагог очень разносторонний, с массой увлечений, с творческой жилкой, которая подпитывается еще со школьных лет (обучалась в художественном классе). Это очень помогает в нынешней работе, ведь практическая подготовка будущих медсестер и фельдшеров чем-то напоминает игру, увлекательную, но очень ответственную.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вера МУРАШКИНА. Фото автора.