Валентина Красновская, психолог витебской средней школы № 25, в детстве мечтала быть заведующим детским садом

logo
Среда, 19.08.2020 14:40 | Рубрика: Общество
02461

Работа школьного психолога весьма многогранна. Он общается как с детьми и педагогами школы, так и c законными представителями ребенка.

Трудится специалист по заранее подготовленному годовому плану, куда входят мероприятия по профориентации, процессу адаптации перехода ребенка из начальной школы в среднее звено, с детьми с особенностями психофизического развития и многое другое, как, например, работа с приемными и опекунскими семьями.

«Романтично» настроенный

Алеша смотрит в окно класса с мечтательным видом, а когда учитель окликает его, вздрагивает и непонимающим взглядом смотрит в его сторону… Одноклассники посмеивались над мечтательным мальчиком, а вот учителя стали замечать неладное: складывалось впечатление, что Алексей не помнит ничего из того, что говорилось и происходило в эти моменты. Вскоре забила тревогу и мама мальчика, она обратилась к школьному психологу Валентине Красновской и поделилась: сын стал рассеянным, сильно снизилась успеваемость, он даже не может связно объяснить, что с ним происходит, а от мамы попросту отмахивается.

Валентина Викторовна пригласила мальчика на консультацию и стала осторожно выяснять, что же с подростком. Она беседовала с ним на различные, казалось, совершенно отвлеченные темы, интересовалась его хобби, спрашивала, какие предметы он любит больше. Вскоре поняла, что ребенок не совсем осознает, что с ним творится на самом деле. И насторожило психолога прежде всего то, что у него абсолютно выпадали из памяти те минуты, когда он пребывал в странной задумчивости. Не знал, что происходило в классе, о чем говорил учитель, даже о чем он думал, не помнил, а потом как будто просыпался. После проведенной диагностики Валентина Викторовна порекомендовала маме мальчика как можно быстрее обратиться к врачу за консультацией. Ребенка направили на обследование к неврологу, и тот выявил серьезное заболевание. Подростка пролечили, но в дальнейшем специалистами было рекомендовано обучение на дому.

Быть психологом — непросто

Особенно актуальной работа педагога­психолога стала с принятием в нашей стране Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Пристальное внимание стало уделяться раннему выявлению семейного неблагополучия. Специалист изучает психологические особенности личности учащегося и разрабатывает рекомендации для педагогов, учащихся и их родителей.

Планирует и реализует программы психологической коррекции. Также одним из важных направлений является индивидуальная профилактическая работа с теми детьми, которых раньше ставили на учет в детской комнате милиции, и многое другое. Кроме того, за помощью к Валентине Викторовне обращаются и педагоги, причем как со своими тревогами и страхами, так и по поводу взаимодействия с собственными детьми. В школе есть специальная служба, в которую входят социальные педагоги и педагоги­психологи.

Профессиональное становление

В детстве маленькой Валечке очень нравилась заведующая их детским садиком. Она была не только красивой, но еще и очень доброй. Тогда девочка решила, что непременно тоже станет заведующим детским садом. Когда она училась в школе, появилась такая профессия, как школьный психолог. Иногда подобный специалист появлялся и в их классе, проводил различные тесты, беседы. Тогда она не думала, что станет психологом. Однако судьба, пусть и извилистым путем, все же вела ее именно к этой профессии. После окончания лицея Валентина Викторовна поступила на заочное отделение факультета социальной педагогики и психологии ВГУ имени П. М. Машерова. Затем работала по специальности в социально­педагогическом центре. Работа была непростой, но интересной. И жизнь сложилась таким образом, что Валентина Викторовна перешла на работу в школу.

«… Он на меня не смотрит»

Сталкивалась Валентина Викторовна и со случаями, когда подростки сами приходили к ней со своими страхами. Это говорит о доверии. Например, подростковая влюбленность — очень даже серьезная штука. Если вовремя не поддержать ребенка и не направить его мысли в позитивное русло или, хуже того, высмеять его, это может привести к неприятным последствиям. Так, однажды к школьному психологу обратилась девочка и поведала о своих страхах. Ей казалось, что мальчик, который ей нравится, совсем не обращает на нее внимания. Ей не хочется общаться с родителями, гулять с друзьями, все время только об этом и думает. И вот эта тревога довела ее практически до нервного истощения, она устала бороться сама с собой. Здесь Валентине Викторовне пришлось практически сыграть роль подружки, но все же она посоветовала юной Джульетте специальные упражнения, которые помогут ей справиться со своими тревогами и страхами. Это были индивидуальные рекомендации, исходя из личностных особеннос­тей девочки, с учетом ее темперамента. Правда, своих профессиональных секретов Валентина Викторовна мне так и не открыла — профессиональная этика не позволяет.

Отцы и дети

Была ситуация, когда пришлось работать со всей семьей. Как­то на прием к психологу пришли мама с дочерью. У девочки стали стремительно портиться отношения с отчимом. Причем мужчина воспитывал ее с детства и любил не меньше родных детей. Однако потом у них появилось еще двое малышей, и, если девочка хотела пойти погулять с подружками или сходить в кино, папа ей закатывал скандалы. Он все еще считал ее маленьким ребенком, а потому приказывал сидеть дома, помогать маме, ухаживать за малышами. Естественно, 15­летний подросток стал сопротивляться, а убедить мужа оставить девочку в покое не удавалось даже супруге. И они пришли к Валентине Викторовне, чтобы она подсказала, как им бороться с «махровым» эгоизмом отца. Тем более что училась старшая дочь хорошо, занималась спортом, да и маме успевала помогать. Поскольку отец идти в школу категорически отказывался, Валентину Викторовну пригласили домой. Она долго разговаривала с мужчиной, и он, как ни странно, к психологу прислушался. Стал выполнять рекомендации специа­листа и наконец осознал, что девочка выросла и нуждается в большей свободе действий. Вскоре мир в семье был восстановлен, а мама с дочерью не раз благодарили Валентину за помощь. Это была именно та ситуация, когда внутри конфликта должен оказаться третий, посторонний человек, который поможет взглянуть на ситуацию иначе.

Спасти семью

С одной из ячеек общества работали все службы, однако положительных результатов это не дало. Вначале детей признали находящимися в социально опасном положении, но и это не возымело на родителей действия. Они считали себя вполне нормальными родителями и не слишком­то стремились к положительным переменам. Тем не менее пришло время, когда детей признали нуждающимися в государственной защите, и тут родители осознали, что все более чем серьезно. Они за полгода выполнили весь перечень предложенных им мероприятий: пролечились у нарколога, сделали ремонт, стали погашать задолженность по квартплате, постоянно посещали сына и дочь в детском доме. Сейчас деток вернули в семью, а Валентина работает с одним из них по вопросам адаптации, поскольку пока девочка находилась в учреждении, она ходила в другую школу. Уже приходила мама, чтобы обсудить с психологом вопрос о том, куда девочке пойти учиться после школы. Сама она, как и ее старшая сестра, хочет стать поваром.

Конечно, рассказать об этом проще, чем сделать. На самом деле с этой семьей скрупулезно работали многие люди: социальные педагоги, психологи, сотрудники различных служб. И труд этот продолжался длительное время. Но главная цель была достигнута: родители одумались, дети вернулись в семью, ну а завершающий штрих — улучшение микроклимата внут­ри ячейки общества — предстоит внести именно школьному психологу.

Сапожник с сапогами

Валентина Викторовна рассказывает, что не хочет быть сапожником без сапог, а потому старается уже сейчас наладить доверительные отношения с 7­летней дочерью Лизой. Но иногда приходится напоминать себе: «Я психолог». Она не задает дочери банальных вопросов типа «Как дела в школе?», а спрашивает, о чем думает девочка, о чем она мечтает, какое у нее настроение. Рекомендует всем родителям искренне интересоваться своим ребенком, только в этом случае может появиться доверие. У самой Вали с мамой прекрасные отношения. Кроме того, Валентина благодарна родителям за то, что они с подросткового возраста относились к ней как к взрослому человеку, который должен сам строить свою жизнь, и уважали ее мнение.

Валентина считает, что психолог в учебном заведении просто необходим, потому что школа — это живой организм, где складываются различные, порой запутанные ситуации, и иногда распутать их может лишь специалист.

Она убеждена, что в школе должен быть не просто факультатив по психологии, а полноценный предмет. Ведь в наше время скоростей люди, а тем более подростки находятся в постоянном стрессе. Поскольку Валентина замечательно это понимает, подростки доверяют ей и идут к ней со своими проблемами. Ну а вместе всегда легче справиться с любой бедой.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ШИРОКОВА. Фото из архива Валентины СТАРОВОЙТОВОЙ.