Как вырастить гения в математике, и не только в ней? Узнали в витебской гимназии №2, которая пятый год подряд показывает лучший результат в стране в олимпиадном движении

logo
Пятница, 26.07.2024 10:17 | Рубрика: Общество
05929
26 июля / "Витьбичи"/ Екатерина Пучкова/. Сборная Беларуси, наполовину состоящая из выпускников и учащихся гимназии № 2 города Витебска, заняла 5 место в мире на 65-й Международной математической олимпиаде в Великобритании из 109 стран-участниц. И первое место в Европе. Это ее лучший результат за всю историю выступлений, начиная с 1992 года.


Примечательно, что из шести членов белорусской команды – трое витебчан: выпускник гимназии № 2 города Витебска Иван Коршунов завоевал золотую медаль Международной математической олимпиады в Великобритании, выпускник этой гимназии Матвей Арещенко и учащийся Максим Монастырский добавили в копилку наград бронзовые медали.

Благодаря достижениям этих ребят и их товарищей по команде Беларусь вошла в рейтинговую десятку стран по итогам Международной математической олимпиады – 2024 наряду с США, Китаем, Южной Кореей, Индией, Сингапуром, Великобританией, Венгрией, Турцией и Польшей.

Самые сложные предметы щелкают, как орешки
К блистательному выступлению на официальном чемпионате мира по математике среди школьников, а именно так называют эту олимпиаду, ребят привели талантливые педагоги – учителя математики гимназии № 2 города Витебска Александр Шуголь и Светлана Матросова. Оба имеют звания «Человек года Витебщины». Они в числе первых поздравили своих подопечных с победой.

В среду юные таланты прилетели из Великобритании в Беларусь. В два часа ночи в аэропорту их встречали растроганные и взволнованные родители, и уже на следующий день математические дарования давали интервью в средствах массовой информации, делись своими впечатлениями, рассказывали, как готовились к олимпиаде и каким видят свое будущее.


Золотой медали Ивана Коршунова, привезенной из страны туманного Альбиона, предшествовала бронзовая медаль Международной математической олимпиады-2023 в Японии, а также награды на Международной Жаутыковской олимпиаде школьников.

Иван Коршунов поступил в Московский физико-технический институт на специальность «прикладная математика и информатика» по целевому направлению Министерства промышленности Республики Беларусь. По окончании вуза он будет работать в НПУП «Научно-технический центр «ЛЭМТ» БелОМО и займется разработками в сфере искусственного интеллекта.

– Мои родители несколько лет назад переехали из Витебска в Брест по месту службы отца, он военнослужащий. А я, чтобы продолжить занятия математикой у самого лучшего педагога в мире – Александра Владимировича Шуголя, принял решение остаться в Витебске, у бабушки, и не прогадал, – рассказал Иван Коршунов. Он убежден, чтобы добиться успехов в математике, нужно много заниматься и любить то, что делаешь.

Иван немногословен и сдержан, и словно постоянно решает в уме какие-то формулы, не отвлекаясь на окружающую действительность.

Его товарищ по команде выпускник гимназии № 2 Матвей Арещенко стал студентом факультета прикладной математики и информатики Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. Он будет учиться по специальности «информатика и технология программирования» и планирует работать в IT-сфере. В его копилке помимо бронзовой награды из Великобритании, серебро и бронза Международной Жаутыковской олимпиады.

– Я всегда волновался, готовясь к олимпиадам, но когда нужно было показать все, чему научился, волнение уходило, я сосредотачивался и решал, – признается Матвей Арещенко. – Чтобы достичь успеха в математике, нужно найти лучшее учреждение образования и лучшего педагога, для меня таким местом стала гимназии № 2, а наставником – Александр Владимирович Шуголь.

Еще один бронзовый призер Международной олимпиады в Великобритании учащийся гимназии № 2 Максим Монастырский стал математическим открытием этого года. Он ярко проявил себя на республиканской олимпиаде, завоевав диплом I степени, затем на учебных сборах по подготовке к международной математической олимпиаде блестяще выполнил тесты и по праву занял место в белорусской команде среди старших ребят.

В следующем году цель Максима Монастырского – «обменять» свою бронзовую медаль на золотую на Международной математической олимпиаде.

Даже одаренным ребятам ничто подростковое не чуждо, они признались, что иногда играют в популярною онлайн-игру «Мир танков», но добавили, что осознают: время, потраченное за ноутбуком, лучше было бы посвятить математике. Ребята входят в состав школьного клуба знатоков «Что? Где? Когда», им нравятся интеллектуальные игры, где много задач на логику. Поиск решения – их страсть, и не только по теоремам и уравнениям. Возможно, из них вышли бы прекрасные знатоки, но что бы достичь серьезных успехов, нужно направлять всю энергию в одно русло, не распыляясь, что они и делают, выбирая царицу наук. Хотя Максим Монастырский между математикой в классе и математикой дома чудесным непостижимым образом еще успевает играть в гимназическом театре. «Заглядывают» юные математики и на другие олимпиады по смежным предметам – информатике, физике и щелкают задания, как орешки. Все трое лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.


Десять тысяч часов практики!
Директор гимназии № 2 города Витебска Константин Киселев рассказал, как вырастить гения в математике, и не только в ней.

– Важно понимать, что гениями не рождаются, а становятся. Согласно теории нейробиолога Даниеля Левитина для достижения выдающегося уровня в определенной сфере требуется десять тысяч часов практики, – подчеркнул Константин Киселёв.

– В год? – Как оказалось, наивно спросила я, не владея математическим подсчетом.

– Десять тысяч часов практики – это примерно три часа каждый день на протяжении 10 лет. Именно столько времени требуется мозгу для формирования нейронных связей, необходимых для проявления особой одаренности. У Ивана Коршунова уже наработано примерно 12 тысяч часов практики, у его товарищей 10 тысяч. И примерно столько же часов изучения своего главного учебного предмета вырабатывают к концу 11 класса олимпиадники нашей гимназии, что позволяет им достигать побед на республиканском и международном уровне, – отметил Константин Киселёв. – Это значит, что они очень много занимаются. В гимназии не менее четырех часов в день по профильному предмету, а затем дома, где время занятий зависит от настойчивости и усидчивости самого ученика.

Развитие подростка во многом зависит от его самостоятельной работы, если в какой-то момент он не захочет решать задачи с изюминкой, искать и находить дополнительную информацию по предмету, усилия наставника будут напрасны. У многих мотивированных ребят нет такого понятия как выходной от профильного предмета. И у педагогов тоже, их энтузиазм безграничен. Полноценный отдых на летних каникулах – в июле, когда даже у самых мотивированных ребят следует отобрать учебники, но уже в августе – тренировочные сборы по предмету в «Зубренке», куда вскоре отправится Максим Монастырский, и в других летних лагерях, где с ребятами занимаются преподаватели вузов.
Немалую роль в подготовке учащихся играет сотрудничество гимназии с факультетом математики и прикладной информатики БГУ. Это и участие в сборах по подготовке к международным олимпиадам на базе летних лагерей, и круглогодичное участие в дистанционных факультативах. Педагоги Александр Шуголь и Светлана Матросова, не считаясь со временем, август также посвящают работе с одаренными детьми.

Думаю, многие родители сейчас задались вопросом, как попасть в математический класс к Александру Шуголю и Матросовой. Ответ прост. Уже на протяжении пяти лет в гимназии реализуют инновационный социальный проект «Лаборатория подготовки талантов», создан ресурсный центр по занятиям математикой с одаренными учащимися города и области. В этом отразилось желание педагогического коллектива работать не только для своих учащихся, а развивать математические способности школьников Витебщины, способствовать успешности региона в олимпиадном движении. Самым способным учащимся лаборатории предоставляется возможность перейти в математические классы гимназии.

– О качестве белорусского образования, и в частности гимназического можно судить по результатам выступлений учащихся на республиканских и Международных олимпиадах по предметам, – отметил директор гимназии № 2 города Витебска Константин Киселёв. – За четыре года в гимназия подготовила 45 победителей республиканской олимпиады по математике на заключительном этапе, 21 победителя Международной олимпиады. По итогам Жаутыковской олимпиады по математике в 2023 году учащиеся гимназии принесли в копилку Беларуси восемь завоеванных медалей, в результате гимназия по количеству наград вошла в тройку лучших мировых математических центров из более 250 учреждений общего среднего образования 25 стран мира. Пятый год подряд гимназия показывает лучший результат в стране в олимпиадном движении.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Екатерина ПУЧКОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.