Награждение профессора ВГМУ Юрия Родионова Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь стало свидетельством признания его вклада в науку и заслуг в подготовке будущих врачей.
Недавно профессору кафедры патофизиологии Юрию Родионову исполнилось 80 лет. Это дата, располагающая и к размышлению, и к подведению определенных итогов. Из прожитых лет Юрий Яковлевич 62 (!) года провел в родном вузе — Витебском государственном медицинском университете. О пройденном пути он говорит так: «Это вполне счастливая семейная жизнь, наука и преподавание патофизиологии. И ничего в выборе целей и задач, будь такая возможность, пересматривать бы не стал».
Одна, но пламенная страсть
В свое время от некоторых заманчивых предложений Юрий Родионов отказался. Не хотел быть руководителем, тем более против своей воли и принципов. Предлагали возглавить лабораторию в самом престижном кардиологическом центре СССР — ВКНЦ. Но для этого нужно было поменять направление научных исследований и уехать на стажировку на полгода в США. А он считал, что изучение ренин-ангиотензиновой системы (РАС) важнее и интереснее. Тем более что совместно с учениками уже было сделано одно из важных открытий — установлены ранее неизвестные функциональные взаимосвязи РАС с системами свертывания крови, фибринолиза и комплемента (компонента иммунитета). Оно сразу же попало в реестр международных научных открытий НАСА (США). Им заинтересовалась фармацевтическая компания «Сервье» (Франция). Позднее академик Владимир Платонов, в то время президент Академии наук БССР, предложил Юрию Родионову возглавить одно из ее подразделений — Институт физиологии. Он вежливо отказался: «Я не администратор и тем более не сумею отвечать за все стороны жизни такого сложного социального организма, управлять кадрами. Мне бы в механизмах РАС до конца разобраться…»
И методично продолжал разбираться, работая в Витебском медицинском, в который с серебряной медалью поступил в 1955 году и окончил с отличием в 1961-м. В том же году был приглашен в аспирантуру. Через пять лет защитил кандидатскую диссертацию по теме острых нарушений почечного кровообращения. Научные результаты этой работы были высоко оценены академиком Василием Париным, выдающимся советским физиологом и патофизиологом. В последующие годы Юрий Родионов поддерживал с ним дружеские и профессиональные отношения. На основе научных результатов, изложенных в кандидатской диссертации, он начал исследовать эндокринную функцию почек по состоянию РАС и не менее сложной системы образования простагландинов. Через 15 лет, в 1979 году, ученый обобщил полученные результаты в докторской диссертации, которую защитил в Москве. В целом в ходе работы над кандидатской и докторской им было разработано, видоизменено и опубликовано более 50 методов исследований. Они широко применялись и применяются во многих лабораториях мира.
В 1969 году Юрий Родионов обосновал новую теорию происхождения эссенциальной гипертензии (гипертонической болезни). Затем ее основные положения начали разрабатывать в СССР и в Англии. Да и сегодня в мировой науке появляются сведения, расширяющие значение этой теории. В 1974-м была создана первая в БССР лаборатория по исследованию РАС.
— Многие мои научные достижения, — подчеркивает Юрий Яковлевич, — были бы невозможными без научно-методических разработок моего брата врача-анестезиолога Владимира Родионова. В своей кандидатской диссертации он привел экспериментальные доказательства существования взаимосвязей РАС с другими физиологическими системами. Иные их аспекты, уже в области акушерства и гинекологии, изучала, работая в лаборатории под моим руководством, Татьяна Мацуганова. Это позволило ей вместе с профессором Николаем Лызиковым впервые в мировой практике немедикаментозного лечения и профилактики позднего токсикоза беременных предложить применение предшественников простагландинов на основе льняного масла и его производного линетола. К разработке этой проблемы в США и других странах мира приступили только в конце 90-х годов прошлого и в начале нынешнего века.
Так что Витебск оказался и здесь впереди. Глубоко и результативно для мировой науки развил идеи своего педагога еще один ученик Юрия Родионова Владимир Шебеко.
Судьба — педагогика
В течение шести лет Юрий Яковлевич исполнял обязанности заведующего кафедрой патофизиологии ВГМУ, а с 1997 года является профессором этой кафедры. С 1961 года и по настоящее время он преподает патофизиологию студентам трех факультетов вуза.
— Только освоив базовый предмет, они могут овладевать более глубокими знаниями в области прикладных медицинских специальностей: терапии, хирургии, акушерства и гинекологии, психиатрии, офтальмологии, стоматологии, фармации и так далее, — отмечает собеседник. Недаром в уставе ВОЗ записано, что патофизиология — это интеллект современного врача.
Сам профессор Родионов не практикует в клинике, но, занимаясь преподаванием, гордится тем, что и с его активным участием за эти годы подготовлена целая плеяда прекрасных специалистов, высокообразованных врачей. В свое время одним из самых талантливых студентов его группы был Анатолий Щастный, ныне профессор, ректор ВГМУ, известный в нашей республике хирург широкого диапазона профессиональной активности, авторитетный общественный деятель. Сегодня ученики Юрия Яковлевича лечат и своих преподавателей. Ведь как бы там ни было, а человеческий организм по ходу жизни изнашивается. И, подчеркивает собеседник, очень важно иметь мощную государственную систему оказания своевременной и эффективной медицинской помощи людям и не менее мощную и динамичную, соответствующую требованиям времени, систему подготовки современных врачей.
Общеизвестна расхожая фраза о том, что предела познанию нет. Это совершенно очевидно для медико-биологической науки и практики.
— Со временем все меняется, даже Вселенная, и наш Витебск уже не такой, как прежде… — с грустной улыбкой отмечает профессор. — Современная медицина накопила огромный арсенал фактов и знаний. Разработаны новейшие методы диагностики и лечения. Поэтому очень трудно учиться сегодняшним студентам-медикам, очень трудно преподавать медицину во всех ее ипостасях и невероятно сложно познавать многие особенности здоровья и болезней. Статистически отошли на второй план инфекционные болезни, от которых вылечить относительно проще, зная, какой инфекционный фактор их вызывает и какие лекарства могут быть действенными. Сегодня главный бич цивилизованного человечества — сердечно-сосудистая патология и опухолевые заболевания, сахарный диабет, причинные факторы которых не так однозначны. Выявляются новые, ранее неизвестные болезни, сущность которых может быть не только следствием действия естественных причин, но и искусственных, например, бесчеловечного применения бактериологического оружия или влияния профессиональных вредностей. Причины некоторых недугов во многом связаны с нашим повседневным поведением, образом жизни. И таблетками это не всегда лечится.
Профессиональный и личностный багаж Юрия Яковлевича весом, он без проблем в столь уважаемом возрасте находит общий язык с сегодняшними студентами. Несмотря на то, что в некоторых своих убеждениях категоричен, как «форменный ретроград для продвинутой молодежи». Например, он с сожалением относится к пирсингованной и татуированной студенческой молодежи. При всем уважении к современным педагогическим методикам пресловутым тестам предпочитает прямое общение со студентом, когда в разговоре «за жизнь» можно выяснить кругозор, задачи и устремления личности. Преподавательский конек профессора Родионова — умение к месту цитировать известных людей или вставить иностранное слово в надежде, что кто-то станет больше читать или начнет изучать иностранный язык. Его радует, что нынешняя молодежь, несмотря на общий невысокий уровень базовой школьной подготовки, достаточно хорошо владеет иностранными языками. Все же университет — это средоточие универсальных знаний.
Он до сих пор занимается теоретическими научными исследованиями. К сожалению, материально и финансово современный уровень экспериментальных исследований обеспечить в наших условиях невозможно. Им опубликовано более 200 научных работ. Многие годы Родионов вынашивает идею, что сердце — это многофункциональный орган, а не только «биологический насос». Он представлял эти сведения на международных конгрессах и конференциях. Сейчас в мировой научной литературе появляются публикации, где выдвигаются подобные идеи, но, опять же, все началось здесь, в стенах ВГМУ. Большой пласт его работы — совместные научные исследования с коллегами — математиком Валерием Чиковым, физиками Александром Науменко и Андреем Яхновцом, в результате чего была доказана функциональная эффективность сохранения пульсирующего кровотока в микрососудах.
Сила корней
Общаясь с собеседником, я поймала себя на мысли, что не стань медиком, он мог бы быть хорошим историком. Юрий Яковлевич прекрасно знает свою родословную, хотя и упрекает себя, мол, этого чрезвычайно мало. Родился в семье офицера-пограничника на Дальнем Востоке, на побережье Охотского моря. Со временем в связи со службой отца семья перебралась на Черное море. Учился со второго класса в русской школе вначале в Абхазии, а затем в Аджарии — автономных республиках в составе Грузинской ССР. Он изучал и грузинский язык, может процитировать в оригинале великого Руставели. В младших классах снимался в кино, и в одной из поездок на озеро Рица Юра с товарищами, юными пионерами, салютовали Сталину, который тогда отдыхал в этих местах.
А в Витебске оказался, потому что родом из Лиозненского района его мама. Семья все время переезжала, цепкая детская память сохранила страшные картины первых дней войны, когда оказались в оккупации и пешком с дедушкой Кириллом Тарасовичем и бабушкой Ириной Андреевной Савченко дошли до Заславля, где в деревне Дехновка их приютили семьи Рябушко, затем Стасевичей. Там же в июле 1944-го Юра увидел красноармейцев-освободителей, а солдат-разведчик развязал свой вещевой мешок, насыпал в пилотку каких-то «камешков» (так мальчик вспомнил, что такое сахар) и подарил Юре цепочку от револьвера и буравчик для сверления дерева, который он сохранил до сих пор…
Юрий Родионов боготворит свою семью, говорит, что всем, чего достиг, обязан незабвенным родителям, бабушке и дедушке и любимой супруге Людмиле Николаевне. Она училась на фармацевтическом факультете, а Юрий Яковлевич был уже аспирантом. Подружились во время спортивных занятий. В 1964 году они поженились. Муж постоянно пропадал в лаборатории, а жена стойко и умело занималась домом, воспитанием дочери, работой на фармфакультете, всецело разделяла интересы супруга. Она терпеливо устраивала наилучшим образом семейный быт на площади в шесть квадратных метров. Родионовы только в 1974 году получили «полуторку». Благо квартира была недалеко от вуза. Работали по 18 часов в сутки, а иногда и дольше. Известный хирург профессор Михаил Сачек до сих пор вспоминает, как вместе с Юрием Яковлевичем они только под утро выбирались из лаборатории, чтобы одному успеть на кафедру хирургии оперировать пациентов, а второму — вести лабораторные занятия, читать лекции и заниматься исследованиями.
Безжалостное время уносит родных и близких. В 2007 году не стало Людмилы Николаевны. Сегодня Юрия Яковлевича во всем поддерживают, создают самые благоприятные условия для интеллектуальной работы и научных размышлений дочь Ольга и зять Сергей Геут. Он признается, что без этого не представляет себе, чем бы занимался в свои «пенсионные годы». И на кафедре патофизиологии, которую возглавляет доцент Людмила Беляева, царит творческая и деловая атмосфера. Потому профессор не растерял «молодых» амбиций и старается по-прежнему отдавать свои знания и опыт студентам. Это необходимо ему самому, в этом нуждается родной вуз, ведь опытных преподавателей не хватает. Словом, Юрий Родионов делится с окружающими людьми результатами «ритмов жизни», которые во многих свойствах применительно к различным органам многосложного человеческого организма изучал во времена своей активной научной карьеры.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.