Реконструкции витебской майолики посвятила авторский проект мастер-керамист Людмила Ковальчук

logo
Суббота, 23.04.2016 08:52 | Рубрика: Культура
03841

С творчеством Людмилы Ковальчук, мастера по керамике культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска «Двина», знакомы не только на Витебщине, но и за пределами Беларуси.

Выпускница известного Абрамцевского промышленно-художественного училища, член Белорусского союза художников, она десятилетия посвятила декоративно-прикладному искусству. Произведения Людмилы Ковальчук экспонировались в Беларуси, России, Чехии, Германии, они также хранятся в музеях и частных коллекциях. А образцы росписи и форм тиражируются на заводах России и Беларуси. Художник-керамист работает в самых разных техниках и материалах: фарфор, майолика, шамот, терракота, бисквит. Ее тонкая, поч­ти акварельная сюжетная роспись по керамике отличается особым изяществом, а за годы творческих поисков и эксперимента появился собственный стиль росписи по сырой эмали.

Сейчас, получив поддержку художественного совета КИК «Золотое кольцо города Витебска «Двина», Людмила Николаевна работает над авторским проектом по возрождению витебской майолики XVIII века, который она посвятила Году культуры.

— Я занимаюсь майоликой 15 лет, но идея воссоздания старинных изразцов возникла именно здесь, потому что в Задвинье находились слободки ремесленников, в том числе тех, что занимались изготовлением изразцов по технологиям XVII-XVIII веков. Витебская майолика этого времени с ее характерными чертами — очень интересный исторический пласт. Она была заметным явлением, представляла один из видов дорогой высококачест­венной продукции, была конкурентоспособна с изделиями, которые производились в Новгороде, Риге, Пскове. Я загорелась этой темой, захотелось попробовать себя в изразцовом искусстве, «почувствовать» архитектурность и орнаментику изразцов того времени, — рассказала Людмила Николаевна.

— А в чем особенность витебской изразцовой майолики?

— Интересны рельефы. Их рисунок обычно заимствовали с вышивок. Старые мастера изготавливали деревянные формы для изразцов, затем в эти формы вдавливалась керамическая масса. Майолика — процесс трудоемкий, изделия требуют двойного обжига. А роспись по сырой эмали, как фреска, требует особых навыков. Рисунок создается, как говорится, с первого дубля, он не допускает исправлений. Нужно писать четко, не прерываясь. Мне самой очень близко искусство белорусских мастеров, в котором присутствовала полихромность. Хотя и были определенные ограничения в цвете, тем не менее использовались зеленый, коричневый, белый и желтый.

Старые белорусские мастера одними из первых использовали в архитектурной керамике фигурность и цвет.

Завершить проект автор планирует ко Дню работников культуры, в октябре, открыв в одном из залов КИК «Золотое кольцо города Витебска «Двина» постоянную выставку архитектурно-декоративной керамики. В этой экспозиции будут представлены реконструкция изразцов XVIII века, печь-камин, облицованный изразцами, и авторская майолика.

Проект, по словам Людмилы Ковальчук, которая опирается в творчестве на традиции ремесла, позволит показать также современные направления в развитии керамики.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений