Пятигорск — маленькая деревня... Почему населенный пункт в Бешенковичском районе носит такое же название как и город в России?

logo
Суббота, 23.05.2020 11:55 | Рубрика: Год народного единства
02695

Поездка корреспондента «Витьбичей» в Пятигорск Бешенковичского района подарила знакомства с интересными людьми этого населенного пункта.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый
путь блестит...

Это стихотворение Михаила Лермонтова относится к 1841 году, когда в начале марта он в последний раз отправился на Кавказ. Его трагичным местом пребывания через несколько месяцев стал Пятигорск, где поэт погиб на дуэли.

Символично, но именно в такие же мартовские дни и я оказалась на «кремнис­том пути» к Пятигорску. Правда, в Бешенковичском районе, потому что именно здесь расположился тезка кавказского городка!

Как же захотелось убедиться, что не бывает простых совпадений в таких случаях. Подумалось, а вдруг и в деревеньке с таким звучным названием живут люди необычные, и здесь помнят бессмертного и всегда молодого поэта?

— Да, да, деревня когда-­то тоже имела «пять гор», или, как говорили, насыпи, так оборонялись в давние времена от врага, — рассказали в первом же гостеприимном доме пятигорцев, где живут супруги Елена Васильевна и Василий Григорьевич Асташевичи. — Теперь, правда, осталось три холма — под вышкой в одном конце деревни, вдоль дороги на Уллу да кладбищенский. Два исчезли. Есть даже такая легенда, что ли: когда после войны стали строить дороги и брать из холмов песок, то в тех местах, где его подсыпали, больше всего аварий происходило.

Детьми оба моих собеседника пережили войну, потеряли своих отцов, мать Елены Васильевны одна поднимала семерых ребятишек. Сами супруги недавно отметили 56 лет совместной жизни, вырастили хороших детей — дочь и сына, вот и первого правнука дождались. А до лермонтовских ли стихов восьмидесятилетним пенсионерам?

— А как же, со школьной скамьи на всю жизнь в памяти отпечаталось: «Скажи­ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана...» — улыбается Василий Григорьевич.

— Елена Васильевна, а вам не знакомо ли, случайно, такое вот, лермонтовское, настроение: «... и скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды»?

— Ой, о чем вы! — всплеснула натруженными руками хозяйка. — Мы с молодости в шесть вставали и к полуночи только ложились. Раньше в хозяйстве держали двух коров, коня, свиней, птицу, а как с этим заскучаешь?! Одного сена заготавливали не меньше семи тонн. Григорьевич и в лесничестве работал, и бригадиром был в колхозе, и я с ним одно время, на почте довелось поработать. Да, душевная тревога всегда есть —за детей, внуков... Кстати, в былые времена к нам по ошибке приходили письма со всего Советского Союза, адресованные в тот Пятигорск, так я их собственноручно переадресовывала в Ставропольский край!

Да, нет в бешенковичском Пятигорске целебной минеральной воды. За последнее время исчезли из деревни даже магазин и почта, закрылась средняя школа. Но книги в деревне Пятигорск читают. И стихи Лермонтова тоже!

С томиком поэта-­романтика согласилась запечатлеть себя на снимке Маша — студентка Горецкой сельхозакадемии, будущий бухгалтер-­экономист, младшая дочка теперешнего старейшины деревни Пятигорск Лилии Антихович. А сама Лилия Евгеньевна, пока работала десятилетка, выдавала ребятам книжки в школьной библиотеке.

— Прошлым летом в день деревни отмечали ее 100-­летие. Когда я выходила замуж в Пятигорск, здесь было 42 коровы у людей, а теперь на всю деревню осталась одна. У нас! — рассказывает Лилия Евгеньевна. — Четырех школьников отвозят на автобусе в Бешенковичи. Самым неожиданным и радостным событием за последнее время стало рождение мальчика в стареющей деревне. А у нас в семье с Пятигорском связана одна смешная история. Моя сестра живет в Новолукомле, а на все каникулы ее троих ребятишек мы забираем к себе. И как учительница ни спросит, где ее дети отдыхают, сестра всегда отвечала — в Пятигорске. В школе только удивлялись, где же у простой женщины столько средств, чтобы по нескольку раз в году отправлять детей на кавказские минеральные воды...

В многотрудных сельских буднях не стерлись воспетые поэтом нежность и благородство. Лилия Антихович с супругом в этом году отметят коралловую свадьбу — 35 лет совместной жизни. Конечно, кораллов в Пятигорске не достать, но Алексей Владимирович всю жизнь любит радовать Лилию Евгеньевну цветами — само ее редкое имя сподвигает, наверное, на это! То самые первые подснежники из лесу спрячет под ватником, то корову пригонит домой с охапкой сирени или букетиком простых полевых ромашек.

«Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..» Эти известные строчки поэта вспоминали уже в соседнем с Антиховичами доме: Владимир Тимофеевич и сам, седой и одинокий после смерти жены, похож на этот самый парус. А бросил он в родном краю якорь после удивительной трудовой жизни: строил первые крупнопанельные дома по всей Беларуси, а потом электростанции — по всему Советскому Союзу, в том числе и Новолукомльскую. Живет он в доме своего родного дяди — известного героя­-партизана Ивана Чуклая, чье имя носит одна из улиц в Бешенковичах. Иван Чуклай воевал в партизанском отряде легендарного Василия Коржа. Погиб Иван Чуклай в сентябре 1942 года в Старобинском районе, похоронен в братской могиле в Пинске, посмертно награжден орденом Ленина. Семидесятилетний племянник Владимир Чуклай сохраняет и дом знаменитого дяди, и память о нем.

А что касается истории деревеньки Пятигорск, то у Владимира Тимофеевича на сей счет есть своя версия: он верит, что в этих местах издревле селились люди разных национальностей, в том числе и «кавказской», а потому есть место в этом краю и воспетой Лермонтовым любви к родным местам, к их красоте и, конечно же, к женщине. И не исключено, что и сегодня в ночном небе над Пятигорском чуткий человек услышит, как «звезда с звездою говорит».

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото автора.