В Витебске в 1980-е поиском погибших в годы войны экипажей самолетов активно занимались члены военно-патриотического клуба «Искатель» ПТУ-96 радиотехники

logo
Суббота, 17.09.2022 15:05 | Рубрика: Год исторической памяти
0796

С 1984­-го по 1995 год были подняты из озер и болот Витебской области детали 9 самолетов 1-­й и 3-­й воздушных армий, установлены фамилии членов экипажей. В те же годы, по данным Центрального архива Министерства обороны СССР (в дальнейшем — Российской Федерации), была сделана выборка 517 самолетов, по которым в боевых донесениях указано место штурмовки или последнего боя над территорией Витебской области. В донесениях содержались только фамилии командиров экипажей (без имени и отчества) и их воинские звания. И лишь после открытия в интернете сайта ОБД «Мемориал» удалось восстановить по «Именным спискам потерь» полные данные других членов экипажей. На сегодня это более 800 фамилий тех, кто считался пропавшим без вести.

Вместе с «Искателем» и членами республиканской ассоциации «ПОШУК» в ЦАМО работали члены военно-­патрио­тического клуба «РВС» («Разведчики воинской славы») СШ № 2 Новополоцка под руководством Евгении Трапезниковой. Еще в 1972 году они подняли в лесу обломки самолета Ил-­2. Нашли фамилии: летчик Алексей Шкарпетов и воздушный стрелок Григорий Каргин. Установили на месте падения самолета мемориальный знак.

Работая в ЦАМО, Евгения Трапезникова сделала выписки из «Боевых донесений», в которых говорится, что в боях за Боровуху­-1 было сбито 7 самолетов Ил­-2 3-­й воздушной армии.

3 июля 1944 года во время атаки на Боровуху­-1 прямым попаданием был сбит самолет ведущего группы младшего лейтенанта Николая Будакова и воздушного стрелка Александра Ефименко. Самолет загорелся, и Николай направил его на эшелоны, которые находились на железнодорожной станции.

В походах и экспедициях ребята из отряда «РВС» опрашивали очевидцев, искали места падения самолетов, устанавливали имена погибших героев и обстоятельства их последнего боя. А во время Вахты памяти в июне 1995 года совместно с Витебским клубом «Искатель» подняли в районе деревни Евнино детали самолета, двигатель и останки летчика. Памятник экипажу бомбардировщика ребята установили в деревне Тросница.

Не раз перечитывая архивные выпис­ки и свидетельские показания в многочисленных тетрадях и блокнотах Евгении Трапезниковой, Светлана Комогорцева, руководитель нынешнего поискового отряда «РВС» решила продолжить дело, начатое Евгенией Анатольевной.

Изучив архивные документы, записи очевидцев боев, члены отряда отправились в район деревни Матейково, где, как утверждал местный краевед-­поисковик Дмитрий Бриль, во время освобождения Полоцкого района упал в болото большой самолет. Поисковикам удалось поднять из болота части моторов и агрегатов с маркировкой. По найденной табличке (читаемый номер 18/205) установлено, что самолет Пе­-2 был выпущен в августе 1943 года и зачислен в 11-­й отдельный Витебский разведывательный авиаполк.

По архивным данным, 2 июля 1944 года во время воздушного боя у деревни Боровуха-­1 истребителями противника был подожжен самолет Пе-­2 этого полка. В докладе штабу 3-­й воздушной армии штурман самолета старший лейтенант Анатолий Дашин писал: «Мы вместе с пилотом лейтенантом Власовым покинули горящий самолет в районе озера Черное. Пилот был обстрелян с земли и, предположительно, убит в воздухе. Упал на территории, занятой противником. Стрелок-­радист Коньков убит в воздушном бою истребителями противника».

Штурману самолета помогла спастись 7-­летняя девочка Раиса Потапенко, которая отвела его в партизанский отряд. А через 3 дня их район был освобожден.

Где похоронен пилот самолета Борис Николаевич Власов, 1922 года рождения, уроженец Вологды, еще предстоит найти. Его мать Мария Григорьевна проживала в Ивановской области, в городе Коврове на улице М. Базарной, 20. Возможно, родственникам погибшего что­либо известно.

Поднимая фрагменты самолета и обломки двигателя, поисковики обнаружили замки от подвесной системы парашюта и раздробленные останки стрелка-­радиста. По данным архива, им был сержант Иван Васильевич Коньков, 1910 года рождения, уроженец Калининской области Ново­-Завидовского района села Завидово. Его жена Клавдия Ивановна проживала в Завидове.

В поисковой экспедиции по подъему самолета с 4-­го по 15 июня 2022 года в районе деревни Матейково Полоцкого района принимали активное участие члены отряда «РВС»: Светлана Комогорцева, Константин Пырков, Владимир Заворотний, Александр Борисов, Александр Кузнецов, Владимир Комиссаров, Александр Черняк, Дмитрий Брыль, Алла и Василий Молодежкины, Людмила и Михаил Пилац, Виктор Грибулев, Андрей Орлов, Виктор Побяржин, Олег Бичурин, Артем Местечко, Анна Ниязова, Дарья Ильченко. Вместе с опытными поисковиками работали также волонтеры Полоцкого лесного колледжа, представители предприятий «Стекловолокно», «Водоканал», «Нафтан», члены военно-­патриотического клуба «Служу Отечеству» Витебского государственного медуниверситета (руководитель клуба Николай Рощин). Большую техническую поддержку поисковикам оказал экскаваторщик Александр Политиков.

Мы благодарны руководству Полоцкого райисполкома, Новополоцкого горисполкома, Полоцкого учебно­опытного лесхоза и водоканала, Азинскому сельсовету, Полоцким МЧС и РОВД за оказанную помощь.

Совместными усилиями поисковиков Витебщины, членов проекта «Небо Родины» (Москва) удалось отыскать родственников Ивана Конькова, которые проживают в деревне Завидово Тверской области. По их просьбе и по решению администрации Тверской области перезахоронение останков Ивана Конькова будет произведено в ближайшее время на воинском кладбище при храмовом комплексе в Завидове. Члены отряда «РВС» готовят делегацию участников подъема самолета, которая повезет останки стрелка в Тверь.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Лариса БРУЕВА, член президиума городского совета Белорусского общественного объединения ветеранов.