Детские книги на прилавках магазинов. От коричневой кучки до пилюль «для храбрости»

logo
Среда, 04.05.2022 10:58 | Рубрика: Мнения
02296

Книжный фастфуд. «Дайте детям хорошие книги, и они полюбят чтение на всю жизнь!» — советуют эксперты. Вот только тонка грань между действительно качественной детской литературой и «многобуквием», за которым не видно ни смысла, ни морали.

Обывателю не грех и растеряться: «диванные экс­перты» из разных стран нашли зловещий подтекст даже в классических сказках, на которых выросло не одно поколение. Как только их не клеймят! Бременские музыканты воспевают бродяжничество, Волк из «Ну, погоди!» — хулиган и дебошир. «Красавица и Чудовище» воспитывает в детях стокгольм­ский синдром — сочувствие к своему мучителю. А в сюжете «Спящей красавицы» особо ретивые критики увидели пропаганду анорексии (у героини невероятно тонкая талия!) и… насилия: где это видано, чтобы девушек целовали без их согласия! В общем, нет в сказочной вселенной совершенства...

Зато некоторые небрежно состряпанные современные детские книжки вызывают кое у кого неподдельный восторг. В них воспевают новые веяния, восторгаются смелостью авторов, которые пишут о ранее запретном. Возьмешь такое издание в руки: яркая обложка, красочные иллюстрации, а текстовая начинка —будто пятиклассник-троечник написал или человек с больным воображением.

Чего стоит только история про приключения… какашки. Да-да, именно продукт жизнедеятельности людей и животных стал главным героем книг многих современных авторов из разных стран. Например, российская писательница Анна Сучкова живописно повествует, как коричневая кучка пытается понять окружающий мир, ищет свое место в жизни и находит его… в телевизоре. Главная героиня этой книги, конечно, не курит, не пьет и даже не сквернословит, но, право же, это не повод читать о ней детям! Издатели скорее задумали ее как прикол для взрослой аудитории, намекая на то обилие ерунды, излишнего пафоса, которыми заполнен эфир многих телеканалов.

На мой взгляд, вторжение взрослого мира в пространство детской книги — одна из главных проб­лем современности. Недавно знакомая попросила дать оценку книжке «Призрак соседнего дома, или 44 приключения Тамарочки Павловны», которую задали на каникулы прочитать ее дочери-первоклашке. Открыла ее, решила почитать. Сначала смеялась, потом захотелось плакать...

Веселые зарисовки из жизни главной героини — учительницы начальных классов Тамарочки Павловны — насквозь пропитаны циничной взрослой сатирой. Посудите сами: педагог, который скачет по деревьям с криком «Йе-е-е-е-ха» после того, как выпьет некую волшебную пилюлю «для храбрости», спит на уроках, получает в подарок от учеников автомобиль и сыровяленую колбасу и за это ставит им хорошие оценки, разрешает раньше уйти с уроков, мало похож на литературного героя, который сеет доброе и вечное.

«Зато дети смеются, им нравится», — оправдывается под многочисленными негативными отзывами издатель. Конечно, почему бы и не посмеяться, тем более педагог в каждой истории выставлен полной недотепой. Авторитет учителя? Нет, не слышали…

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития.

Да, такие книги иногда непросто читать, их надо прочувствовать, проникнуться, насладиться разными «вкусными» подробностями. Но куда проще вручить ребенку литературный фастфуд по принципу: перекусили и ладно. Но нужна ли нам такая пища для ума?

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Мария Будкевич