В Витебской духовной семинарии проходят занятия в рамках нового проекта «Школа семьи XXI века».
Как найти мужа или жену и впоследствии не разочароваться в своем выборе, что главное в семейных отношениях, возможно ли сохранить распадающийся брак? Этим и многим другим вопросам посвящен цикл бесед, которые проводят со слушателями проректор по воспитательной работе духовной семинарии, магистр богословия иерей Дионисий Андреев и православный психолог Инна Слуцкая. Организация школы семьи – их совместная инициатива, а родилась она из индивидуальной практики каждого. Идея заключалась в том, чтобы собрать вместе людей, которые не могут справиться с трудностями самостоятельно, и им необходима помощь в построении семейных отношений.
– Мы с Инной Владимировной – единомышленники, пришли к выводу, что необходимо большему количеству людей дать знания о семейной жизни, которые есть у Церкви, использовать в работе методику психологов. Так собралась первая группа, в ней сейчас 35 человек – мужчины и женщины, супруги, разведенные, молодые люди, которые только готовятся вступить в брак. Хотя наш зал вмещает 120 слушателей, мы решили: раз проект пилотный, начнем занятия пока с такой группой, – рассказал иерей Дионисий Андреев. – Встречи проходят с октября еженедельно. Курс рассчитан на восемь месяцев, до конца учебного года. Для школы мы разработали тематический цикл «Восемь страстей и добродетелей». В первый месяц говорили о чревоугодии и воздержании, в ноябре четыре занятия были посвящены теме «Блуд и целомудрие». Рассматривали ее с точки зрения Священного Писания, психологии, педагогики. В декабре в поле зрения тема «Сребролюбие и бескорыстие». Формы общения разные. Работаем вместе со слушателями и по книге «Преодоление страстей и добродетели». Люди выполняют определенные задания, затем делятся новыми знаниями, для этого у нас в ходу «свободный микрофон». Рекомендуем духовную и светскую, психологическую литературу.
– Время продиктовало говорить о ценности семьи?
– Церковь во все времена говорила об этом. Сейчас, когда есть тенденция во многих странах к разрушению института семьи, очень важно защитить основополагающие ценности нашего общества. У нас в стране это понимают, но, думаю, государству в семейной политике помощь церкви не помешает.
– Один – верующий, а другой – атеист. Как строить отношения в такой семье, может ли она быть гармоничной? Наверное, такой вопрос часто задают…
– Да, об этом спрашивают. Апостол Павел говорил просто: через верующую жену освящается и муж неверующий, и наоборот. Дети в таком браке святыня. Верующий так или иначе влияет на своего ребенка. Кстати, в таких семьях необязательно крестить его в младенчестве, вырастет, сам покрестится.
Если атеист в семье не препятствует вере своей второй половинки, отношения не разрушатся. Порой лучше не касаться темы духовных убеждений. Проблема возникает, когда неверующий хочет отвратить от веры, ставит ультиматум: или я, или Бог. До добра это не доведет. Так не должно быть, проявлять насилие над личностью недопустимо. Ведь мужчина и женщина, вступающие в брак, как правило, знают об убеждениях друг друга. Только любовь, доверие и уважение друг к другу позволяют жить в гармонии. И только тогда семья реализуется как малая Церковь.
– Физическую измену также тяжело пережить, как и духовное предательство. Можно ли советовать что-то в таких случаях?
– Это больно. По церковным правилам измена – единственный повод для развода даже венчаной пары. Прощать или нет, каждый решает сам. Но если пострадавший от измены сможет найти в себе силы простить, видит искренность раскаяния супруга, Церковь советует продолжить семейную жизнь. По молитве Бог исцелит рану. В христианской семье прощают ради детей. Они, когда родители разводятся, самая пострадавшая сторона.
– Ваше преподобие, почему семью называют малой Церковью?
– Богом человечество замыслено как Церковь. Учиться быть Церковью людям предложено в семье, а если отвергнем ее – не расчеловечимся ли? В семье, в которой царит любовь между родителями и детьми, реализуется идеальная модель отношений между Богом и людьми. Когда человек становится родителем, он уподобляется Творцу. Живя в семье, мы учимся прощать, как прощает нас, грешных, Господь, и тем самым уподобляемся Ему.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.