О себе Зоя Карповна говорит, что она не самая харизматичная личность в комсомольском движении: не наделена способностями петь, танцевать, но обладала логическим мышлением и организаторскими способностями. В любом случае представить историю комсомола Витебщины без Зои Крот невозможно.
Наша героиня в шестидесятые годы активно включилась в бурную комсомольскую жизнь, которой были отданы самые насыщенные романтикой пятнадцать лет жизни. Прошла все ступеньки роста от пионервожатой до первого секретаря обкома комсомола. Впрочем, и дальнейшая трудовая биография Зои Крот была связана с общественной деятельностью. После окончания академии общественных наук при ЦК КПСС в 1982 году она стала секретарем, а затем председателем областного совета профсоюзов, заместителем председателя областного Совета депутатов, председателем совета по делам религий и национальностей, председателем комитета по труду и социальной защите облисполкома. Избиралась депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва, двадцать лет бессменно возглавляла областной совет женщин в качестве общественной нагрузки.
И сегодня покой нашей героине только снится, она постоянно в пути, на мероприятиях, на встречах. Сейчас возглавляет первичную организацию ветеранов облисполкома, в которой насчитывается около 600 человек. Беспокойная и неравнодушная, Зоя Крот пытается охватить всех вниманием и заботой, организовать для ветеранов нескучное времяпрепровождение.
По комсомольским путевкам
— В наше время все молодые люди проходили через комсомол. Не происходило ни одного мало-мальски важного события, в котором бы они не участвовали, не начиналась ни одна стройка, куда бы не направляли комсомольцев по путевкам, — делится Зоя Карповна. — Только на Витебщине возводилось немало знаковых объектов. Комсомольская романтика звала юношей и девушек со всех концов бывшего Союза на строительство Новополоцкого нефтезавода, Новолукомльской ГРЭС, Оршанского льнокомбината и других объектов.
Зоя и сама подумывала направиться на какую-нибудь стройку. Тем более, что не поступила в Витебский мединститут. Видимо, переоценила свои возможности, хотя училась в средней школе деревни Турково Миорского района на «хорошо» и «отлично». Вот родители и посоветовали получить профессию врача, которая в деревне, как и учителя, ценилась очень высоко. «У кого-кого, а у врача всегда работа будет», — мудро рассуждала мама Мария Александровна, имевшая за плечами четыре класса образования в польской школе. Но была грамотной, работала в сельском Совете, а отец — полеводом.
— Честно признаюсь, если бы я точно знала, чего хочу в то время, стала бы поступать еще и еще раз, но добилась бы своего, — делится Зоя Карповна. — Настойчивости и целеустремленности у меня хватало. Но я не видела себя в роли врача. Потом заочно окончила Даугавпилсский пединститут.
Зато нравилось быть в гуще событий. Когда училась в школе, возглавляла комсомольскую организацию в классе. С восхищением смотрела на секретаря комсомольской организации школы Люсю Протас, которая была очень собранной и требовательной. Зоя также успевала вовремя собрать взносы в классе, участвовала в культурных и спортивных мероприятиях, наравне с мальчишками гоняла в футбол, стояла на воротах.
— В деревне жизнь в то время была довольно интересной благодаря молодым специалистам хозяйства — зоотехникам, бухгалтерам, агрономам, которые собирались вечерами в клубе, готовили номера художественной самодеятельности. Я также декламировала на сцене стихи, участвовала в инсценировках. А помощь по хозяйству родителям — само собой. Приходилось и грядки пропалывать, и корову пасти и доить, выполнять другую сельскую работу. Не знаю ни одного выходца из деревни, которому бы навредила такая трудовая практика. Это хорошо, что мы знали цену труда своих родителей, гордились ими и помогали как могли, — делится Зоя Крот.
После неудачного поступления Зоя поехала в Миорский райком комсомола, чтобы ее направили по комсомольской путевке на строительство Лукомльской ГРЭС. Секретарь райкома комсомола по работе со школьной молодежью Надежда Щербакова, побеседовав с ней, предложила пойти пионервожатой в Дворносельскую среднюю школу, что в тридцати километрах от дома. И она согласилась.
Становление
Представление о пионерской работе Зоя имела. В школе, где училась, до самой пенсии трудилась бессменная пионервожатая Алина Сорока, девушка многое у нее переняла. Зарекомендовала себя творческим подходом к проведению пионерских сборов и других мероприятий, настоящим помощником классных руководителей в подготовке родительских собраний, оформлении наглядной агитации. Заметив склонность к методической работе, Зою пригласили в Миорский Дом пионеров и школьников, а затем она возглавила сектор учета членов ВЛКСМ и финансов Миорского райкома комсомола. Потом стала вторым, а вскоре и первым секретарем райкома. Приходилось бывать на различных отчетных собраниях в первичных организациях, на конференциях. Бесконечные разъезды, причем на перекладных, по бездорожью. Девушку уже знали в лицо местные механизаторы и водители, при случае подвозили до места назначения.
Выводы из уроков
Зоя Карповна вспоминает, как небезоблачно прошло ее утверждение на завсектором учета и финансов. Пригласили в орготдел обкома комсомола к Александру Беляеву. Первое, что он попросил, показать комсомольский билет. Зоя протянула билет и увидела, как у него округляются глаза. Оказалось, в билете не было отмечено об уплате комсомольских взносов. ЧП! Человек, который по должности обязан контролировать уплату членских взносов, сам их не уплачивает?! Однако разобрались, не стали сгоряча рубить шашкой. Ведь взносы Зоя уплачивала регулярно.
— Это был мой первый урок, из которого я сделала выводы, — говорит Зоя Карповна. — Ничего нельзя пускать на самотек, нужен постоянный самоконтроль, если хочешь чего-то достичь.
Были и другие уроки, которые запомнились. Внутрисоюзная работа, а это учет членов ВЛКСМ, их передвижение, когда вослед должны были пересылаться на новое место работы и учетные карточки, контроль за уплатой взносов требовали предельной концентрации внимания. Ведь не было мобильных телефонов, Интернета, но работа в этом плане была поставлена четко. Комсомол имел прочную материальную базу, тогда понятия не имели, кто такие спонсоры, старались деньги зарабатывать на субботниках. Самое большое, чем помогали, это заправить горючим «козелок», на котором ездили.
Был такой случай. В райком обратилась одна уважаемая дама. Со слезами на глазах просила войти в положение и помочь ее сыну — курсанту военного училища — восстановить утерянный комсомольский билет. За это его могли бы исключить из училища. И Зоя пошла на нарушение, восстановив документ. Когда курсанта на ковер вызвал к себе секретарь комсомольской организации училища, то спросил, дескать, где твой билет? И парень, не подозревая подвоха, спокойно достал документ из кармана и протянул его. А секретарь, открыв стол, вынул еще один билет… Эта история могла бы обернуться большими неприятностями для Зои Крот, но никакого злого умысла в ее действиях не было. Все обошлось. Правда, этот случай стал очередным уроком, из которого Зоя сделала для себя новые выводы.
— Многие считали не пыльной работу в комсомоле. Может, оно и так, но ответственность у нас была огромная, — делится Зоя Карповна. — Вспоминаю, как формировали списки делегатов на очередной съезд ВЛКСМ. В делегацию должны были войти доярки, механизаторы, представители интеллигенции, школьная молодежь. В Чашниках предложили механизатора, который подходил по всем параметрам: отличный молодой работник, но не кандидат в члены партии. «Достоин — примем», — пообещали в райкоме КПБ. И когда отправляли утвержденные списки наверх, напротив фамилии молодого механизатора написали: кандидат в члены КПСС. А его принять не успели. Вот где пришлось краснеть! И снова могли привлечь за очковтирательство, но вопрос с принятием быстро уладили и об этом инциденте вскоре забыли. Решали вопросы без нервов и шума.
Благодаря своим личным качествам — преданности делу, трудолюбию и целеустремленности — у Зои Крот сложилась завидная комсомольская карьера.
— Я прошла все ступеньки роста, — делится Зоя Карповна. — Партия умела растить кадры, давая возможность молодым людям поработать на различных участках. И моя биография — тому пример.
Блицинтервью
— Зоя Карповна, судя по вашей активной позиции, можно считать: комсомольский задор в вас живет и поныне.
— Это вы в точку попали. В душе по-прежнему считаю себя комсомолкой. К юбилейной дате в архиве вместе с единомышленниками собираем информацию о событиях и людях, прошедших через комсомол. Большинство из них — это достойные члены нашего общества, достигшие успехов в своей профессии, бизнесе, жизни.
— Чего не хватает сегодняшним членам БРСМ?
— Наставника. Для нас в свое время таким наставником выступала партия, которая считала комсомол своим резервом. Мы действительно ощущали свою причастность ко всему происходящему, и это нам придавало силы.
— Смею предположить, что ваша любимая песня «Не расстанусь с комсомолом».
— Эта песня мне очень близка. Будто бы композитор Александра Пахмутова писала ее для меня. Вообще историю комсомола можно проследить через песни А. Пахмутовой, И. Лученка и других. Но если говорить о любимой, то это «Надежда», она душевнее и дороже для меня.
— Какие самые памятные встречи, которые оставили в вашей душе след?
— Встреча с Петром Мироновичем Машеровым. Меня только что избрали первым секретарем обкома комсомола. И вскоре отмечали 60-летие ВЛКСМ. По этому поводу состоялся торжественный пленум ЦК ЛКСМБ в Минске. Нас поздравлял Петр Миронович, всем комсомольским лидерам жал руку, а потом было чаепитие. Петр Миронович заметил мою робость, по-заговорщицки подмигнул, и это придало уверенности. Помнятся встречи с Валентиной Терешковой, Индирой Ганди.
— Какую литературу вы сейчас читаете?
— Перечитываю классику — Чехова, Бунина, Куприна, из белорусских классиков ближе всех Василь Быков. Совсем по-другому воспринимаю Достоевского, который в школе казался скучным. К современной прозе равнодушна.
— Что пожелаете молодым?
— Постоянного совершенствования, поиска, достижения поставленных целей. Чтобы через много лет гордились своей организацией, как старшее поколение гордится комсомолом.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.