Настоящими моряками становятся в море, на океанских просторах, за сотни, тысячи миль от родных берегов – то есть в дальнем походе. Это всегда нелегкий труд и суровое испытание на крепость духа, но и самое желанное время для матроса и офицера – дальний поход. И нагрудный знак с изображением Военно-морского флага СССР или Андреевского флага, контура крейсера или подводной лодки – высшая награда для моряка, признание за ним самой верхней ступени в морской иерархии. Именно такой знак («За дальний поход»), а еще – медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени, в числе других наград, украшают китель председателя Витебской областной организации Белорусского союза офицеров капитана II ранга запаса Сергея Денисова.
Где-то в пятом классе средней общеобразовательной школы Сергей твердо для себя решил: он будет военным. Пограничником? Здорово. А может, все-таки летчиком? Вообще отлично… Но в конечном счете лишь одна стихия завладела сердцем мальчишки: только море, и ничего более.
Путь к осуществлению мечты оказался непростым. После окончания витебской СШ № 4 уехал поступать в Высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище радиоэлектроники имени А. С. Попова (в Петродворце под Ленинградом). Конкурс в этот престижный военный вуз был в тот год сумасшедшим – 14 человек на место. Поступить не удалось.
Но юноша не отчаивался и время до той поры, когда он стал курсантом в бескозырке, провел с большой пользой. Вначале у себя дома работал слесарем-инструментальщиком на заводе заточных станков имени XXII съезда КПСС. Заводское братство дало молодому человеку отличную закалку: укрепило чувство коллективизма, стремление жить интересами родного цеха, выявило склонность Сергея к общественной работе. В те годы Сергей Степанович был членом Октябрьского райкома ЛКСМБ и кандидатом в члены Витебского горкома комсомола.
В мае 1973-го ушел в армию на срочную службу. Думал, попадет на флот, ведь у себя в Витебске успел окончить Морскую школу ДОСААФ по специальности дизелиста-электромеханика. Ан нет! Судьба как будто испытывала на прочность его желание стать морским офицером. Срочную проходил в составе 5-й гвардейской танковой армии Краснознаменного Белорусского военного округа. Заведовал передвижной электростанцией, проехал с ней почти всю Беларусь. Был секретарем комсомольской организации роты. И когда подал рапорт о поступлении в морское военное училище, в отделе кадров воспротивились: «Ты ведь наш, танкист! Давай в танковое поступай!» Пришлось обратиться лично к самому командарму Валерию Беликову. Валерий Александрович сперва туда же: «А чем тебе, – спрашивает, – бронетанковые войска не по нраву? Я, между прочим, тоже вначале не хотел быть танкистом. А теперь сам видишь – генералом стал». Но солдат Денисов был непреклонен: только море. И товарищ генерал-лейтенант дал добро.
В 1974 году Сергей Степанович поступил в Киевское высшее военно-морское политическое училище. Здесь готовили политработников для ВМФ и параллельно давали штурманское образование.
После четырех лет обучения свежеиспеченному морскому офицеру предложили на выбор: четыре флота, одна флотилия. Куда желаете, товарищ лейтенант? Глаза-то, может, и разбегались, однако почему-то издавна манили Дальний Восток, неизведанные рубежи огромного Советского Союза. И в 1978 году Сергей Денисов прибыл во Владивосток, в отдел кадров Краснознаменного Тихоокеанского флота.
Могучие советские крейсеры времен холодной войны. Знаменитый проект 68-бис (по классификации НАТО – класса «Свердлов»). Одна из крупнейших крейсерских серий в мире. Эти мощные красавцы, с двумя башнями по три огромных артиллерийских ствола на носу и такими же двумя башнями – на корме, присутствуя в разных частях Мирового океана, внесли свой вклад в обеспечение стратегии сдерживания.
Итак, в августе 1978-го на должность замполита электротехнического дивизиона боевой части (БЧ) номер 5 артиллерийского крейсера «Александр Суворов» был назначен лейтенант Сергей Денисов.
БЧ-5 – основа корабля, без которой невозможна его жизнедеятельность. Артиллерийская и торпедная стрельба, внутренняя и внешняя связь, ход крейсера, подача электричества и воды для котельных установок, обеспечение живучести – абсолютно все зависит от успешной работы БЧ-5, этого сложного корабельного хозяйства.
Замполит – тот же боевой офицер, только сверх того выполняющий специфическую работу. Замполит, как и другие офицеры, обязан знать крейсер, что называется, до винтика, до последней «шхеры» (то есть корабельного закутка), нести вахту по своему дивизиону наравне с другими офицерами, грамотно выполнять обязанности дежурного по кораблю. Только тогда люди пойдут за ним, будут верить его словам. Главная же цель замполита – здоровый микроклимат в вверенном ему воинском коллективе, бодрое настроение моряков, сплоченность, взаимовыручка, дружба. Корабль, рассказывает Сергей Степанович, такая боевая единица, в составе которой перед лицом опасности все равны – от рядового матроса до командира крейсера.
И вот ведь что интересно. В дивизионе у Сергея Денисова из 85 человек больше половины прибыли на флот из Брестской и Могилевской областей. В какой-то степени это, конечно, было на руку замполиту, но по большому счету национальность роли не играла. Была одна дружная корабельная семья, у каждого члена которой – своя работа, свои обязанности, но общие цели и общая гордость за крейсер. Во всяком случае, именно так было на «Александре Суворове».
В 1979-м ушли в первый для Сергея Степановича дальний поход. Собирались совершить «прогулку» по Индийскому океану, но в тот раз командование нашло целесообразным остановить отряд во вьетнамском городе Камрани, где находилась советская военно-морская база.
Для чего нужен такой поход? Во-первых, отработка разнообразных курсовых учебных задач, включая стрельбы настоящими боеприпасами из всех видов орудий и торпедных аппаратов. Во-вторых – задачи военно-политические, то есть обозначение нашего присутствия в том или ином регионе, слежение за вероятным противником, а иногда и намеренная демонстрация боевого потенциала советского ВМФ.
Три месяца отстояли в Камрани. Периодически выходили в море, чтобы выполнять учебные задачи, предусмотренные годовым планом. Например, зенитная стрельба. Выходит командир на мостик, выпускает в небо сигнальную ракету. Вот ее, родимую, и нужно сбить. Или идет впереди другой наш корабль. Наводишь в его сторону орудия главного калибра. Только попасть должен не в свой эсминец, естественно… а в его кильватерную струю!
1 декабря 1981 года Сергей Денисов ушел на «Александре Суворове» в свой второй поход, который длился теперь уже 9 месяцев. И должность у Сергея Степановича была другая – заместитель командира БЧ-2 (артиллерийская боевая часть). Обошли весь Индийский океан.
Вернулись на базу в августе 1982-го, а уже в ноябре Сергей Денисов был откомандирован в Ленинград. Там на Балтийском заводе уже стоял у стенки спущенный на воду тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» – второй серийный корабль после «Кирова», вошедшего в состав Северного флота. Сергей Степанович гордится тем, что в звании капитан-лейтенанта, а затем капитана III ранга был членом экипажа «Фрунзе», участвовал в строительстве и вводе этого новейшего корабля в состав сил постоянной боевой готовности. В Ленинграде на самом заводе прошли швартовые испытания, в Кронштадте – постановка в док, в Балтийске – ходовые испытания и выполнение первой курсовой задачи, после чего над кораблем был поднят брейд-вымпел, что означало – корабль стал полноценной боевой единицей. Затем крейсер ушел в Североморск, чтобы произвести стрельбы ракетными комплексами (на Балтике это делать нельзя). Наконец из Североморска «Фрунзе», предназначенный для Тихоокеанского флота, вышел во Владивосток – южным морским путем, вокруг Африки. И постоянно, еще с Балтики, крейсер сопровождали натовские корабли, над ним кружили самолеты потенциального противника, бывало, имитировали атаку. У матроса-зенитчика палец на гашетке, и атакующий самолет в прицеле, и нервы гудят: что там у натовца на уме?..
В дальнейшем Сергей Степанович служил в различных должностях, но обязательно – на том или ином корабле Тихоокеанского флота. В разные годы был заместителем командира БЧ-5 эсминца «Вдохновенный», заместителем командира эскадренного миноносца «Безбоязненный» и 100-й бригады десантных кораблей. В запас по выслуге лет был уволен с должности заместителя командира 165-й Краснознаменной бригады надводных кораблей по воспитательной работе.
В родной город вернулся в 2002 году. Сергей Денисов из тех советских военных людей, о которых говорят: «Бывших офицеров не бывает». Активная общественная деятельность, ответственная гражданская позиция, чувство долга перед страной в плане патриотического воспитания молодежи – все это о нем, о моряке Тихоокеанского флота. Работая в Витебском государственном техническом колледже, создал областное методическое объединение преподавателей допризывной подготовки средних специальных учебных заведений и несколько лет им руководил. На протяжении пяти лет народная дружина колледжа, которую организовал и возглавлял Сергей Денисов, была в числе лучших дружин города, за что Сергей Степанович был отмечен благодарностью командира полка ППСМ УВД облисполкома и Почетной грамотой горисполкома. Он разработал учебно-методический комплекс по допризывной подготовке юношей.
Сергей Денисов – один из активных участников международного патриотического проекта «Морское братство – нерушимо!», благодаря которому, в частности, мы узнаём славные имена моряков – сынов Беларуси – со времен царской России и до сегодняшних дней. Сергей Денисов награжден Почетной грамотой Витебского облисполкома (дважды), грамотой начальника организационно-мобилизационного управления – заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь и дважды – грамотой министра обороны Республики Беларусь.
***
Как-то раз на 8 Марта курсантов-выпускников Киевского высшего военно-морского политического училища пригласили на вечер в пединститут. Без пяти минут лейтенант Денисов заприметил у окна девушку и подумал: «Она будет моей женой». Потом пригласил ее на танец. А на стене висела огромная карта Советского Союза. Указывая куда-то в берега Охотского и Японского морей, Сергей сказал: «Вот здесь мы будем с тобой служить». Девушка лишь рассмеялась в ответ… Однако именно так все и вышло. Поженились спустя два года после знакомства, и с тех пор Лариса Николаевна стойко переносила все трудности, неизбежные для супруги офицера. Жили на съемных квартирах в маленьких дальневосточных поселках при военно-морских базах. На время походов Сергея Степановича жена уезжала домой в Киев. Супруги Денисовы воспитали дочь, журналиста-международника по образованию.
И еще один важный штрих к портрету настоящего моряка. Сергей Степанович достойно прошел свой путь в трудные 90-е, когда вместо зарплаты выдавали паек. Многие его товарищи уходили на гражданку, в бизнес. Эта дорога была не для него – офицера, проверенного на прочность и верность океаном. А в каких знатных штормах побывал Сергей Денисов! Дух захватывает, когда палуба под ногами ухает в бездну, когда нос твоего крейсера зарывается в пучину, а затем взмывает ввысь, рассекая толщу воды. Впрочем, на то он и дальний поход, чтобы достойно выдержать все испытания и в конце пережить ни с чем не сравнимую радость – возвращение к родному причалу.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.