Ольговские краеведы изучили историю местного рода Дорожкиных, начиная с XIX века и до наших дней. Оказалось, что именно в честь представителей этой семьи появились в Ольгово Витебского района такие названия, как Пилиповка (в честь человека, с изучения биографии которого начинали исследование), Костюкова, Иванова горы (в честь его потомков) и другие.
Большая родня
Судьбы поколений членов семьи Дорожкиных, как лакмусовая бумажка исторических перемен на территории страны. В их числе зажиточный крестьянин, офицеры царской и Красной армии, подпольщики, директор Ольговской школы, летчик-испытатель, инженер-конструктор подводных лодок, воин-интернационалист и многие другие.
Интересно, что благодаря следопытам многие жители агрогородка Ольгово узнали, что рядом живут... родственники! В ходе исследования выяснилось, что в девятом классе Ольговской базовой школы имени пионера-героя Геры Щербакова учатся пятиюродные братья из рода Дорожкиных. И люди почтенного возраста были удивлены тем, что их знакомые на самом деле родственники представителей этого рода.
Вначале было фото
В 2007 году объявили районный конкурс на лучшую летопись населенного пункта. Библиотекарь Ольговской сельской библиотеки Елена Сергиенко, давно увлекающаяся краеведением, с удовольствием взялась за очередное исследование. Чтобы создать летопись, посетила пожилых земляков, которые рассказали немало интересного о своих предках.
— Всё началось с того, что Светлана Адесиевна Красильщикова показала несколько фотографий. Сказала, что это ее далекие предки, братья Дорожкины и их сыновья, но кто из них кто, не знает. И вот в прошлом году, когда отмечалось 425-летие первого упоминания Ольгово в летописи, при подготовке выставки и презентации к фестивалю-ярмарке тружеников села «Дажынкi» снова возникли вопросы: кто все-таки на фотоснимке, как эти люди жили, чем занимались, кто их дети, внуки, правнуки? — уточняет библиотекарь.
К исследованию подключились учащиеся третьего класса под руководством учителя Ольговской базовой школы имени пионера-героя Геры Щербакова Екатерины Гришаевой.
Дети «дара Божьего»
Как объяснила Елена Сергиенко, фамилия Дорожкин образована от разговорной формы Дорошка крестильного имени Дорофей. Оно имеет греческое происхождение и означает «дар Божий». Замена «ш» на «ж» в фамилии произошла в результате смешения с однокоренным словом «дорожка».
По легенде, в начале позапрошлого века на территории современного Ольгово и Улановичей были земли богатого крестьянина Пилипа Дорожкина. Кем были его родители, братья, сестры — неизвестно.
— У него родились три сына (Евдоким, Иван, Степан) и три дочери (имена установить не удалось). Нрава Пилип был крутого, не прощал никаких проступков. Так, одна из дочерей наперекор ему вышла замуж за бедняка, но семейная жизнь не задалась, и она вернулась к отцу. Тот не простил непокорную и выгнал ее из дома навсегда, — продолжает Елена Сергиенко.
Сыновьям, когда женились, Пилип выделял земли под ведение хозяйства. Но что-то между братьями произошло, они перессорились между собой и не поддерживали отношения. Об этом заявляли во время беседы с краеведом все опрошенные ею родственники.
Спрятанный перстень нашли
По очередной ольговской легенде, в честь Ивана, одного из сыновей Пилипа, назвали гору — Иванова. Когда-то на этой небольшой возвышенности был его хутор. Единственной своей дочери Иван смог дать образование, и она потом работала гувернанткой в Витебске в домах богатых людей. За покладистый характер, доброту и преданность хозяева не скупились и щедро платили. Девушка (имя не установлено) очень любила золотые украшения и часто их покупала. Когда произошла Октябрьская революция, семья Ивана, спешно собрав вещи, уехала, а часть нажитого спрятала в тайнике. Многие, узнав об этом, бросились искать тайник. Получилось ли? Точно неизвестно, но очень часто в тех местах люди находили золотые монеты, а один раз кто-то обнаружил старинный перстень, возможно, принадлежавший дочери Ивана.
Знахарствовал Терех
Еще у одного сына Пилипа — Евдокима — был сын Терентий (про других сведений нет). Внучка Терентия Лидия Пантюхова, жительница города Рудня Смоленской области, рассказала, что он родился в 1874 году, умер в 1951-м. Похоронен на ольговском кладбище. Терентий был крепким хозяином, имел свой хутор (сегодня через его территорию пролегает улица Школьная и часть Лесной), держал много скотины. Также родственники вспоминают, что Терентий был знахарем, лекарем. Всем, кто его просил, помогал советом и делом, за это его уважали. Звали его односельчане дед Терех.
По семейной легенде, когда наступили «смутные времена», Терех припрятал накопленное добро в колодце у дома. Колодец и по сей день там стоит, а нашли спрятанное добро или нет, неизвестно.
— Односельчане постарше с теплотой вспоминают бабу Шуру, одну из дочек Терентия. Она умерла в 2001 году. У нее было три дочери: Рена, Нелля, и Лидия, — рассказала Екатерина Гришаева.
При работе над проектом нас заинтересовал вопрос: почему Александра так назвала дочерей. Как пояснила Лидия, когда в деревне появилось радио, родители любили его слушать. А новорожденных называли в честь дикторов, певцов, чьи голоса нравились. Кстати, в некоторых других семьях поступали аналогично.
Где погиб? Неизвестно!
Елена Сергиенко констатировала, что при составлении летописи села нашелся еще один Дорожкин. С фотографии смотрел молодой красноармеец. Но никаких сведений о нем не было. Известно только было, что погиб в 1925 году на границе.
Сейчас ольговские исследователи выяснили, что это красноармеец Григорий Терентьевич Дорожкин, сын Терентия Евдокимовича. Установить имя по фотоснимку краеведам помогла Лидия Пантюхова — внучка Терентия.
Горе — знать немецкий
Особое внимание исследователи уделили дочери Терентия Вере.
До войны она училась в Витебске в пединституте на учителя немецкого языка, но диплом получить не успела.
Во время оккупации Вера работала переводчицей в Ольгово и Подберезье, где размещался немецкий полк. Понятно, что за это ее односельчане осуждали, считали предательницей. А затем ее знания немецкого пригодились в витебском концлагере «Пятый полк».
На самом деле Вера сотрудничала с подпольной группой Евдокимова. Женщина добывала ценные сведения, помогала бежать военнопленным.
Доказать ее связь с подпольем удалось. Спасенные ею люди стали свидетелями. И она была реабилитирована. Вышла замуж, но не смогла жить в родном краю из-за косых взглядов. Она не захотела «выбивать» себе документы участника войны, уехала на Украину, где ее никто не знал, там работала учителем.
Колхоз: родной — чужой
У третьего сына Пилипа Дорожкина — Степана предположительно было девять детей. Краеведы узнали подробности только о троих: Иване, Григории, Сергее.
Григорий, 1871 года рождения, самый младший из сыновей, был репрессирован в 1931 году за антисоветскую агитацию. Преступление заключалось в том, что он, зажиточный человек (его хутор располагался в Улановичах), вступил в колхоз, но высказал свое недовольство ведением совместного хозяйства и как результат — осужден на три года. Его реабилитировали в 1989 году.
Средний сын Степана Иван одним из первых вступил в колхоз. И в отличие от брата сразу поддержал революционные преобразования.
Про старшего сына Сергея известно, что он родился в 1842 году. Краеведы нашли фото из газеты «Вiцебскi рабочы» (от 14 сентября 1939 года) с его изображением. В возрасте 97 лет он работал в колхозе имени Красной Армии сторожем. Под фото написано, что Сергей Степанович своим трудолюбием завоевал всеобщее уважение. У него 40 внуков и 22 правнука. В свободное время старожил интересовался газетными новостями. На снимке газету ему читает правнучка Зоя.
Жила семья Сергея Степановича в Разуваевке (Разувайке) в небольшом доме. Разувайка на старой карте изображена фольварком, то есть частным владением в несколько домов. Оно находилось в XIX-XX веках на территории современного агрогородка.
Из крестьян в офицеры
Старший сын Сергея Степановича Константин родился в 1885 году. Был офицером царской армии. Это стало возможно благодаря тому, что он — сын крестьянина, который в армии должен был служить солдатом, спас жизнь одному из владельцев Ольгово Петру Фёдоровичу Коссову, который был городской головой Витебска.
Константин во время зимней охоты местной знати на кабана был загонщиком.
— На охоте Пётр Фёдорович преследовал огромного дикого секача, который был ранен, поэтому особенно свиреп. Вдруг зверь развернулся и помчался на своего преследователя. В пылу азарта Пётр Фёдорович не сразу заметил приближающегося кабана. Конь наскочил на зверя и упал, подмяв под себя седока. Верная смерть ожидала Коссова, но на помощь ему пришел загонщик Константин, — уточняет библиотекарь.
После окончания службы (в связи с падением самодержавия) Константин стал крестьянствовать, поселился на хуторе, который потом назвали Костюкова гора...
У Сергея Степановича был еще сын Семён. Он был директором Ольговской школы.
Родился Семён в 1892 году, получил педагогическое образование. Окончил четырехклассное училище и двухгодичные курсы при этом училище. В 1913 году получил аттестат и свидетельство о присвоении ему звания учителя. Его жена Александра Павловна дружила с дочкой известного художника Ильи Репина. В 1923 году Семён Сергеевич был назначен председателем Андроновичского сельсовета. Во время оккупации Семён и жена его двоюродного брата Ивана Константиновича Марфа всячески помогали подпольной организации.
Он был советским человеком с большой буквы, коммунистом. А после войны, не найдя свой им же вначале войны спрятанный партбилет, впал в депрессию, заболел и умер. Скорее всего, его подкосила смерть сына Клавдия. Клавдий, военный лётчик- испытатель, погиб 14 октября 1946 года. Семёна Сергеевича не стало через два месяца...
К сожалению, газетная площадь ограничена, поэтому редакция не может полностью воспроизвести полную историю рода Дорожкиных.
На встрече представителей рода Дорожкиных, организованной в школе, собрались десятки человек, в том числе из России. Мероприятие было полно откровений.
Сейчас в Ольгово проживают и представители других древних родов: Терещенко, Стреленко, Рыбаковы, Жулевы. Краеведам будет чем заняться!
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.