Жила в шалаше под мостом Блохина, ночевал на скамейке. Как люди попадают в Витебский городской центр временного (ночного) пребывания лиц без определенного места жительства?

logo
Вторник, 28.01.2020 11:46 | Рубрика: Общество
04729

За 10 лет существования Витебского городского центра временного (ночного) пребывания лиц без определенного места жительства здесь нашли приют и помощь сотни граждан.


Фото из открытых источников. Носит иллюстративный характер.

В народе — просто «ночлежка». Ежегодно 30-35 человек пребывают в центре. На самом деле здесь оказывают огромную помощь лицам без определенного места жительства, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, желающим восстановить свою трудовую деятельность, социально полезные и родственные связи, содействуют в оформлении в дома-интернаты, сборе документов для назначения пенсии, установлении группы инвалидности.

Отправиться же в это учреждение, расположенное на улице Гагарина, 88а, позвало письмо, которое пришло в редакцию от Геннадия Анатольевича.

В нем столько благодарностей людям, в чей адрес кланяется автор! Одним словом, сразу видно, что попал человек в жизненные передряги, и ему повезло, что рядом оказалось столько добрых помощников из Красного Креста, представительства по оздоровлению и санаторно-курортному лечению, врачи-психиатры, работники различных торговых сетей... Но главные слова благодарности Геннадий Анатольевич адресовал директору Витебского городского центра временного (ночного) пребывания лиц без определенного места жительства Олегу Каминскому и обслуживающему персоналу учреждения, вплоть до уборщицы Павловны!

...Почему, как, когда, в какой переломный момент жизни обыкновенный, нормальный человек безжалостно ломает линию своей судьбы? Витебский парнишка рос в полной семье, учился, а потом — в омут пьянства с головой. Судимость одна, вторая, статьи «тяжелые», родители умирают, оставшуюся от них квартиру мужчина продает цыганам за бесценок, денег хватает лишь на пару месяцев пьянок. Ни семьи, ни детей, ни друзей, ни родных, ни дома... Вот тогда в его жизнь и вошли работники центра. Кстати, сегодня у инвалида II группы есть шанс быть определенным в хороший дом-интернат, но для этого необходимо желание и согласие самого бездомного! Другое дело, что тогда ему придется навсегда расстаться с разгульной жизнью, дурными привычками и подчиниться человеческим нормам поведения, правилам общего жития. Что ж, и в центре, где работают люди с определенным профессиональным опытом, к порядку и дисциплине уже начинают приучать.

— Олег Александрович, в судьбе каких еще людей приходилось за эти годы принимать участие? — спрашиваю у директора центра.

— Каждый из тех, кто нашел временный приют у нас, как правило, человек со своей историей, — делится собеседник. — Центр, рассчитанный на 38 человек, никогда не пустует. На сегодня здесь пребывают 16 граждан, самому молодому 34 года: освободился из мест лишения свободы, жилья нет, родители от него отказались, так что койко-место у нас — это временный выход для человека. Сейчас он пытается налаживать отношения с семьей, будем рады, если что-то получится. Есть люди, которым за 60. У одного из них родных нет, с работы уволили, из общежития выселили. Мы помогли ему найти работу — трудоустроиться грузчиком в магазин, наниматель пробует его снова устроить в общежитие. Один мужчина после смерти сожительницы долгое время «жил» во дворе ее дома на скамейке, кто-то подсказал ему, что существует такой центр, теперь мы пытаемся определить его в дом-интернат, ведь в нашем центре гражданин может находиться не более полугода. Вообще, только в 2019 году у нас пребывало 33 человека — 5 женщин и 28 мужчин, пятерых мы определили в Яковлевичский дом-интернат Оршанского района.

— После знакомства с вами у людей жизнь явно не ухудшается, а у некоторых даже появляется надежда на какой-то просвет?

— Знаете, опыт показывает: у кого есть огонек в глазах, желание поменять что-то в своей жизни, у того это и получается. К сожалению, для многих центр остается лишь перевалочным пунктом, чтобы катиться дальше. Вот сейчас мы наводим справки об одной женщине, которая пребывала в центре, а потом по неизвестной причине ушла. Представьте, до ее прихода к нам она жила... в шалаше на берегу Двины, в районе моста Блохина, спала, с ее слов, на надувном матрасе. А ведь женщине 45 лет, была семья, отличная профессия — медсестра высшей категории. За пьянки и прогулы ее уволили, квартиру продала, деньги пропила, построила шалаш, а когда наступили нестерпимые холода, пришла к нам. Слышали, что ее пьяной видели на Привокзальной площади, а ведь мы пытались ее даже на работу устроить, поскольку спрос на медработников большой. Понять таких людей очень трудно. По нашим меркам мы для них много делаем: определяем на койко-место, проводим профилактическую работу, находим способы трудоустроиться, обеспечиваем по возможности продуктами питания, выдаем при наличии предметы личной гигиены, одежду, обувь.

— Олег Александрович, кстати, нуждается ли ваш центр в какой-либо гуманитарной помощи для тех, кто здесь пребывает?

— Да, нам можно приносить верхнюю одежду, обувь, постельное белье. Мы не откажемся, будем благодарны всем, кто откликнется!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА.