О редких минеральных водах Витебской области и грунтах на Марсе рассказал vitbichi.by геолог Александр Галкин

logo
Пятница, 23.10.2020 11:42 | Рубрика: Общество
02287

Витебчане Александр Галкин и его супруга Ирина Красовская единственные, пожалуй, в нашей области высоко­квалифицированные представители романтичной и очень интересной профессии геолога. По этой же стезе, к слову, пошел и их сын.

… Из скважины высоко в небо бьет фонтан «черного золота», а люди, потратившие столько сил и времени на его добычу, ликуют, кричат, смеются, подставляют ладони под густую маслянистую струю и «умывают» ею лица. Подобные кадры все мы не раз видели на экране. Профессор кафедры географии Витебского государственного университета имени П. М. Машерова Александр Галкин сам был участником такого вот радостного события в юности, когда проходил производственную практику в нефтеразведочной экспедиции. Учился он тогда в Мозырском техническом училище № 4 геологии. Это учреждение образования всегда вспоминает с любовью и благодарностью, так как там давали отличные практические навыки, которые впоследствии ему очень пригодились.

— Мой отец и старший брат работали в геологии, так что это у нас семейное, — рассказывает он. — Я тоже мечтал добывать нефть в Западной Сибири. Однако после училища поступил в Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины на факультет геологии, на третьем курсе увлекся инженерной геологией, на пятом перевелся в МГУ имени М. В. Ломоносова, и жизнь моя пошла по­-другому. Впрочем, об этом нисколько не сожалею. С дипломом о высшем образовании вновь приехал в Гомель. Встретил свою половинку — выпускницу этого же университета Ирину, она — гео­лог-­геофизик, так что мы «сов­пали».

В судьбе моего собеседника были и другие крутые повороты, которые только прибавили ему опыта и еще больше укрепили уверенность в правильности выбранного пути. С 2001 года семья живет в Витебске и работает в ВГУ имени П. М. Машерова.

В 1999 году Александр Николаевич защитил кандидатскую диссертацию по инженерной геологии в МГУ имени М. В. Ломоносова, а в 2014­м — докторскую по той же специальности. Инженерную геологию считает универсальной наукой, объединяющей многие узкие профили геологии.

— Без заключения инженера­-геолога невозможно построить ни одно здание или сооружение, — говорит он. — К примеру, изначально АЭС в Беларуси собирались возводить в Могилевской области, но строение земной коры на территории Гродненской оказалось более подходящим. Вообще, земля — живой организм, она подчиняется своим законам, заставляет и людей подчиняться им.

Мой собеседник — известный ученый, активно участвует в реа­лизации государственных программ по исследованию природно-­ресурсного потенциала регионов Беларуси, выполнении хоздоговоров, на его счету более 180 научных и учебно-­методических работ, он часто консультирует учреждения образования и культуры. Его жена Ирина Анатольевна — кандидат геолого­-минералогических наук, доцент, возглавляет научно­-исследовательский сектор университета.

— Мы знакомим студентов с основами минералогии, пет­рографии и литологии, тектоники и геодинамики, исторической геологии и палеонтологии, — продолжает Александр Николаевич. — Всегда с интересом и благодарностью вспоминаем свои практики, а мы тогда ездили по всему необъятному Союзу, стараемся и для своих студентов сделать полевые занятия такими же запоминающимися. В Беларуси очень много интересных геологических объектов, к примеру, мои коллеги из Москвы завидуют тому, что на Витебщине сохранились уникальные ледниковые формы рельефа — они представлены у нас в классическом виде. В самом Витебске насчитывается порядка 17 километров овражной сети, каждый год первая студенческая практика посвящается ее исследованиям. Часто спрашивают, какими полезными ископае­мыми богата наша область. Находятся увлекающиеся натуры, которые приходят к нам на кафедру с утверждениями, будто знают, где есть нефть и газ. А однажды приехала бабушка, которая у себя на огороде выкопала блестящий камешек и решила, что это самородок. Увы, не найдены научные или практические доказательства того, что наши края богаты углеводородами или золотом. А вот доломиты, строительные пески, глины имеются. К настоящему времени в регио­не разведано 29 месторождений минеральных вод, 18 из них эксплуатируются. Запасы сущест­венные.

Есть редкие минеральные воды, например, сульфатная кальциевая «Боровая», которую добывают в Докшицком районе. Велики запасы пресной питьевой воды, которая, возможно, уже в недалеком будущем будет цениться дороже углеводородов. Часто профессию геолога связывают только с поисками нефти или золота, но ведь куда ни посмотришь — все сплошная геология! Когда на первом курсе я знакомлю студентов с минералами и горными породами, то точно знаю, что всю последующую жизнь они с интересом и пристально будут смотреть «под ноги». А также, что вполне вероятно, вглядываться в небо.

Человечеству в недалеком будущем в больших количествах понадобятся астрогеологи. В мире уже настойчиво поговаривают о добыче полезных ископаемых на Луне. Кстати, мои коллеги из МГУ давно уже изучают свойства марсианских и лунных грунтов, чтобы можно было правильно выбирать места для будущих станций и модулей.

Так что профессия наша как была, так и останется нужной людям, такой же трудной, но интересной, прагматичной, и в то же время — романтичной.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Лариса ВОЛКОВА. Фото из семейного архива Галкиных — Красовских.