Полезно знать. В управлении торговли и услуг Витебского горисполкома рассказали о правах потребителей

logo
Понедельник, 13.03.2017 12:24 | Рубрика: Общество
01937

15 марта в нашем календаре значится как День потребителя. Приобретаем товары, пользуемся услугами мы едва ли не каждый день. А насколько знаем свои права и умеем их отстаивать в случае необходимости?

На наиболее типичные вопросы, которые поступают от читателей, мы попросили ответить главного специалиста управления торговли и услуг Витебского горисполкома Ольгу Лукашкову.

— Ольга Константиновна, может ли потребитель обменять либо возвратить продавцу приобретенный конфискованный товар?

— В отдельных случаях может. Пунктом 7 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» и пунктом 15 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утверждены постановлением Совета Ми­нистров от 22 июля 2014 года №703) при реализации конфискованного или обращенного в доход государства иным способом товара потребителю должна быть предоставлена информация о его происхождении. Такой товар замене и возврату не подлежит, за исключением произведенных в Республике Беларусь изделий. При этом потребитель может предъявить претензию производителю самостоятельно в пределах установленных гарантийных сроков.

— Чек на покупку утерян. Вправе ли потребитель обратиться к продавцу по поводу обмена или возврата товара?

— В соответствии со статьей 20 вышеназванного закона отсутствие у потребителя документа, подтверж­дающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требования.

Для подтверждения факта приобретения могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых есть отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, а также другие указывающие на это документы.

— В какой срок можно обменять или возвратить товар надлежащего качества?

Статья 28 закона говорит, что потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара (если более длительный срок не объявлен продавцом) в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить изделие надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Требование об обмене либо возврате подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и есть доказательства приобретения у данного продавца.

Но есть и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Он утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 года №778.

— Какие требования вправе предъявить потребитель в случае выявления недостатков в товаре?

— По своему выбору он может заявить одно из требований, указанных в статье 20 закона. Это замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерное уменьшение покупной цены; незамедлительное безвозмездное устранение недостатков; возмещение расходов по устранению недостатков; расторжение договора розничной купли-продажи и возврат уплаченной за товар денежной суммы.

— Кому можно предъявить требование о возврате денег за некачественный товар?

— По своему усмотрению в соответствии со статьей 21 закона потребитель вправе предъявить требование продавцу (изготовителю, поставщику, представителю). Ответственность за надлежащее качество товара (проявление в ходе эксплуатации скрытых недостатков) несет продавец (изготовитель, поставщик, представитель) в течение гарантийного срока на него, а если срок не установлен или составляет менее двух лет — в течение двух лет (статьи 20, 21).

— Каким образом вручить претензию продавцу или изготовителю?

— Можно отправить по почте заказным письмом или с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца (изготовителя). Для этого необходимо знать наименование организации, у которой потребитель приобрел товар ненадлежащего качества, и ее юридиче­ский адрес.

Претензию потребитель также может оставить в книге замечаний и предложений, которая должна находиться в торговом объекте (объекте бытового обслуживания).

— Возможно ли вернуть качественный мобильный телефон продавцу и потребовать возврата денег?

— Нет. В соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденным постановлением Совета Минист­­ров Республики Беларусь от 14 июня 2002 года №778, мобильные телефоны надлежащего качества не подлежат возврату.

— Продлевается ли гарантийный срок, который установлен на товар, на время, в течение которого выполняется его ремонт?

— В соответствии со статьей 22 закона в случае безвозмездного уст­ранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня предъявления потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков до дня выдачи товара по окончании ремонта.

При безвозмездном ремонте путем замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комп­лектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливаются гарантийные сроки той же продолжительности, что и на замененные, которые исчисляются со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

— Какие права имеет потребитель, осуществляя покупку в интернет-магазине?

— В этом случае за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

В соответствии со статьей 28 закона потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять его на аналогичный товар либо возвратить, за исключением товаров, преду­смотренных вышеупомянутым постановлением Совета Министров от 14 июня 2002 года №778.

Требование потребителя об обмене или возврате качественного товара подлежит удовлетворению только в том случае, если товар: не был в употреблении; сохранил свои потребительские свойства; имеются доказательства его приобретения у данного продавца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 закона, если при реализации потребителю товаров через интернет-магазин потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент его до­ставки, потребитель вправе отказаться от приобретения без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.

Если продан товар ненадлежащего качества и (или) недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору предъявить одно из вышеперечисленных требований, предусмотренных статьей 20 закона. И по аналогии с обычной покупкой отсутствие у покупателя подтверждающего документа не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вера МУРАШКИНА.