«Главное, чтобы за руль сел подготовленный водитель». Как сдают на права в Витебске

logo
Понедельник, 28.11.2016 09:00 | Рубрика: Общество
011259

Всякий ли человек может стать водителем? В каком возрасте вождение автотранспорта уже противопоказано? На эти и другие сопутствующие вопросы мы попросили ответить начальника отделения по приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений межрайотдела управления ГАИ УВД Витебского облисполкома подполковника милиции Николая Гуйдо.

— Статистика дорожно-транспор­т­­ных происшествий свидетельствует о том, что их почти в одинаковом количестве совершают как вчерашние выпускники автошкол, так и водители со стажем. Как это можно объяснить, Николай Иванович?

— В Витебске, а также Витебском, Городокском, Шумилинском и Лиозненском районах, которые обслуживает наше отделение, действует 8 государственных и 13 частных автошкол. В год они подготавливают около 4500—5000 водителей. Также проводим переэкзаменовку 100—150 человек, лишенных прав за нарушения Правил дорожного движения, выдаем водительские удостоверения примерно сотне трактористов из сельских районов. Средняя нагрузка на наших инженеров, принимающих экзамены, 20—25 водителей в день. Из собственного опыта знаю, что к вечеру, как говорится, внутренне выгораешь от такой нервной, эмоциональной работы. Мы понимаем, какую ответственность несем перед обществом, выдавая человеку водительское удостоверение.

— А много ли претендентов на заветные «корочки» экзамены сдают не с первого раза?

— С первого раза их сдают 35-40 процентов курсантов. Главное, чтобы за руль сел подготовленный водитель, который не растеряется в сложной обстановке, готовый влиться в нынешний напряженный автомобильный поток на дорогах.

— Но как это предугадать, как понять, что вчерашний курсант автошколы сможет стать завтра ответственным, грамотным участником дорожного движения?

— Это определяется опытным путем. Во время экзаменов, особенно по вождению, видно: человек просто волнуется или он не готов управлять транспортным средством вообще. Некоторые курсанты просто не доходят до получения водительских удостоверений. Есть категория людей, которым садиться за руль прос­то противопоказано. Как-то я принимал экзамен у молодой женщины. На первый взгляд, обычный человек. Но, выехав во время экзамена на оживленный перекресток, женщина настолько занервничала, что просто бросила руль и закрыла лицо руками, машина стала неуправляемой. А вокруг транспорт, пешеходы…

— А были случаи, когда кто-то пытался подделывать медицинскую справку?

— К счастью, это редкость. Но однажды водитель из района после окончания срока, на который был лишен прав, решил снова пересдать экзамены, но медицинскую справку в своем райцентре ему по какой-то причине не выдали. И тогда он обратился к медикам в Брестской области, где нужный документ получил. Мы не имеем права контролировать работу медицинских учреждений. Но ведь в подобных ситуациях они наравне с нами должны нести ответственность за тех, кто с их разрешения сядет за руль. Тем случаем мы заинтересовались потому, что такой гражданин значился в нашей компьютерной базе данных как неблагонадежный водитель. Эти важные сведения медики из Витебска и обслуживаемых нами районов недавно начали нам сообщать, а конкретно — в нынешнем году. И база эта постоянно пополняется.

— И все же, Николай Иванович, давайте вернемся к началу нашей беседы. Курсанты каких автошкол сдают экзамены лучше: частных или государственных?

— Вы знаете, большой разницы нет. Чаще возникают проблемы с вождением. Когда начинаешь разбираться, то оказывается, что претендент на водительское удостоверение (если, конечно, он честно признается) наездил в автошколе не 50 часов, как положено по программе, а всего лишь половину или даже меньше. Причин здесь много, и первая — это большие группы курсантов, по 20 — 30 человек. Инструкторы по вождению едва успевают за отведенное время научить курсанта основным приемам и навыкам. К счастью, эта тенденция сегодня меняется к лучшему. Хотя сейчас обучение для будущих водителей стало дешевле, для многих остается роскошью. Некоторые автошколы за­крываются из-за недокомплекта, недостатка финансирования, нехватки технических средств организации нормальных занятий. Уменьшились и сами группы, до 8—10 курсантов. Это позволяет педагогам и инструкторам уделять больше внимания каждому, и качество подготовки повышается.

— Принимая экзамены, сотрудники, наверное, вольно или невольно задают курсантам-новичкам вопрос: почему вы решили стать водителем?

— Лет 20 — 25 назад сесть мужчине за руль, тем более собственного авто, считалось весьма престижным, а для девушки или женщины — еще и редкостью. Сегодня многие люди становятся водителями по необходимости. И тот из них, кто решил сесть за руль, к учебе и сдаче экзаменов относится серьезно. Ведь потом водить машину ему придется не раз-два в месяц, выезжая на рыбалку, за грибами или на дачу, а ежедневно.

— Предусмотрена ли пересдача Правил дорожного движения в ГАИ либо медицинское переосвидетельствование автолюбителей, которые длительное время не управляли никаким транспортом?

— Экзамены в Госавтоинспекции для таких водителей не предусмотрены. А что касается медицинского освидетельствования, то по действующему законодательству до 60 лет водитель должен раз в пять лет подтверждать медицинской справкой право управлять автотранспортом, далее — чаще: один раз в два года. Ведь устойчивость к стрессовым ситуациям во время движения и общее состояние здоровья с годами меняются, и отнюдь не в лучшую сторону. А водители-профессионалы должны проходить медицинское переосвидетельствование чаще, в зависимости от того, на какую категорию претендуют. Казалось бы, на дороге все равны. Но все же мелочей здесь не бывает. И мы обязаны позволить сесть за руль лишь подготовленному человеку. От этого зависит всеобщая безопасность.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Михаил КОНОН. Фото Олега КЛИМОВИЧА.