20 июля / "Витьбичи" / Наталья Дроздова/. Указом Главы государства почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты Республики Беларусь» присвоено заместителю председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома Вере Астапенко

Вера Астапенко во Дворце Независимости, где Президент страны вручил ей награду.
Вера Николаевна — человек-метеор. Застать ее сидящей в кабинете проблематично, потому что она не из бюрократов. В смысле, не работает за бюро, как раньше называли стол (отчего и пошло слово бюрократ). Она постоянно куда-то устремляется и вероятнее всего ее можно встретить в районах области, где она работает над внедрением новых методик, идей, — только социальных пансионатов на Витебщине 15, плюс 25 территориальных центров социального обслуживания населения. Она непременный участник, да и организатор, и вдохновитель форумов, слетов, «круглых столов», совещаний и семинаров по обмену опытом, в том числе и международных. Как-то попыталась узнать, сколько времени Вера Николаевна проводит в командировках? Оказывается, бывало в общей сложности и до 300 дней в году!
Две стихии
В жизни Веры Николаевны две сферы, которые, в общем-то, очень схожи и с которыми она связана узами любви: образование и социальная защита.
— В комитете по труду, занятости и социальной защите облисполкома я работаю с 2012 года, до этого шесть лет возглавляла управление по труду, занятости и соцзащите Оршанского райисполкома, — делится Вера Астапенко. — Вот и считайте, в общей сложности без малого 20 лет в этой сфере. А начинала с вожатой в школе! Потом много лет отработала директором Андреевщинского дома-интерната в родном Оршанском районе. Это учреждение также относилось к системе образования, хотя детки там, конечно, были немного другими, чем в обычных школах, и работа там фактически уже была схожа с той, что я сейчас курирую в социальных пансионатах. Им нужна была наша опека, защита, помощь в социализации. Поэтому то, что я в конечном итоге пришла в сферу социальной защиты, закономерно. Наверное, так надо было. Наверное, все же это мое призвание — помогать людям.
Однажды, 20 лет спустя…
— Вера Николаевна, какую вы видите разницу в состоянии этой сферы сегодня, как много сделано за два десятилетия?
— Конечно, социальная служба сейчас находится совершенно на иной, высокой ступеньке своего развития, особенно в нашей области, с каждым годом совершенствуется, столько появилось новых наработок. Когда я пришла в эту сферу, уже были территориальные центры социального обслуживания населения, но то, какую огромную роль они сегодня играют в жизни и наших пенсионеров, и инвалидов, и других категорий граждан, даже оценить трудно.
ТЦСОНы поднялись на множество ступенек выше. Сегодня совершенно другой уровень и у социальных пансионатов. Если 20 лет назад они больше были заняты только тем, чтобы принять человека в свои стены, накормить, естественно, обеспечить, как говорится, койко-местом, оказать в зависимости от здоровья внимание и возможное посильное лечение, то теперь все соцпансионаты изменились до неузнаваемости. Это практически мини-санатории, в которых оздоравливаются наши граждане. Социальные пансионаты и эстетически выглядят совершенно по-другому. Загляните в Бабиничский социальный пансионат Оршанского района, который уже второй год подряд занимает первое место в республике, или в Луначарский — он на втором месте среди 92 таких учреждений Беларуси. На столиках в комнатах, в холлах корпусов и по всей территории — цветы, зеленые насаждения, свой сад, огромное подсобное хозяйство. Для каждого создается личное пространство. Этому вопросу мы уделяем особое внимание. В соцпансионатах появилось современное оборудование, да и весь антураж делает обстановку уютной, комфортной, привычной для проживающих, напоминающей им дом.
Вера, Надежда, Любовь
Есть в календаре особый день 30 октября, когда отмечают именины Вера, Надежда, Любовь. Это день и Веры Астапенко и двух ее сестер Надежды и Любови. Средняя Надя сегодня с семьей живет в Минске, младшая Люба — в Орше, но по возможности три сестры стараются в свободное время встретиться на «мамином огороде», в родных Бабиничах.
Семья Веры Астапенко — трудолюбивая. Девчонкам особо некогда было гулять, тем более родительский и дом бабушки и дедушки стояли рядом, так что работать фактически приходилось на две семьи. Все детство летом — на сенозаготовке, а еще из болота заготавливали и потом вывозили торф для топки печки, поскольку дров не хватало, да они и обходились дороже, а газа долго не знали. Топлива нужно было много, потому что и семья большая вместе со стариками: всех обстирать, наготовить еды, натопить баню, а в летне-осенний сезон — заготовки с огорода. Домашнее хозяйство большое: несколько коров (пасли и доили по очереди), а еще овцы, утки, свиньи, козы, куры, индюки! Но зато и застолья были вкусные, бабушка очень любила печь булки, пироги, печенье, чему и внучек научила — каждая из них сегодня мастер-кулинар. В школе и потом в вузе три сестры были активистками, спортсменками, всегда первыми.
— Я точно знаю, что трудолюбие в нашей семье — это от родителей, — говорит Вера Николаевна. — Они работали в совхозе «Бабиничи» Оршанского района. Отец — на тракторе, комбайне, работал до первого инфаркта. Мама была сначала телятницей, дояркой, а потом тоже ушла в полеводы. В нашем семейном альбоме хранятся все мамины дипломы, грамоты, благодарности. Она была принята в областной клуб операторов машинного доения, достигших шеститысячных надоев молока, стала участницей ВДНХ, ездила в Москву, ее наградили машиной, избиралась депутатом районного Совета. Годы нашего детства и юности, которые мы вспоминаем, называют то застойными, то перестроечными, но мы, честное слово, сами этого не ощущали. Мы всегда очень много трудились, и задумываться о названии времен было просто некогда! Для нас это лучшие годы — детство...
И все же времена бывают непростыми
— Вера Николаевна, несколько лет мы сражались с ковидом, и комитет по труду, занятости и соцзащите облисполкома оказался единственным в республике, который не впустил его ни в одно социальное учреждение, не допустил распространения! Как этого можно было добиться?
— Это были и жесткость, и ответственность, и требовательность одновременно. Всё вместе, наверное, и помогло. Это была работа вслепую, ведь никто не знал, как поступать, как действовать в той ситуации. Мир впервые столкнулся с таким явлением... — вспоминает Вера Астапенко. — Для нас самым главным было, чтобы ковид в учреждение не занесли работники, которые, уходя со смены, контактировали и со своей семьей, и с прохожими, и с соседями. Сами разрабатывали инструкции, как нам оповещать наших работников, находящихся дома. И даже расписали, как себя дома вести! Мы тем самым хотели спасти не только наших проживающих в социальных учреждениях, но и работников, их семьи, окружающих. Создали алгоритм действий в случае, если даже дети приезжали с учебы из других городов. Мы были первыми, кто пошел на вахтовый метод работы: не выходя работать в учреждениях по две недели. Люди сами понимали, что так надо. Так надо... Я горжусь нашими людьми!
— Стационарные учреждения области — это ведь и рабочие места, которыми люди в глубинке очень дорожат?
— Да, конечно. Представьте, 200 рабочих мест в Максимовском социальном пансионате Городокского района, или свыше 100 рабочих мест в Рацевском — Толочинского района.
— Приезжая с вами в районы, я всегда поражалась, что вы даже по именам знаете многих проживающих социальных пансионатов, в курсе, как складывается судьба тех, кому вернули дееспособность.
— Вообще, это самое трудное направление — возвращать людей к нормальной жизнедеятельности. Здесь счет идет на единицы. Даже отправить жить человека в домашние условия — это тоже всякий раз маленькая победа. А чтобы отправить, нам приходится их сопровождать. Поэтому и знаешь этих людей по именам, в лицо. Им всем нужна какая-то помощь. Знаете, бывает по-разному: кого-то родственники принимают, а кого-то — нет… Например, одного проживающего много лет в социальном пансионате молодого человека, которого восстановили в дееспособности, родная мама не приняла. Он пришел к ней с цветами и конфетами, но… Он сам достигает всего. Конечно, с помощью социальной службы сопровождения, которое ему обеспечивают.
Век живи, век учись
— Вера Николаевна, чей опыт, какие наработки вы используете?
— Мы всегда тесно сотрудничали с научно-исследовательским центром «Геронтология» в Москве. Авторы Кирилл Прощаев и Андрей Ильницкий подарили нам книгу «Терапевтическая среда. Учреждения социального обслуживания», и, надо сказать, это было своеобразным переворотом даже в нашем представлении о том, какими должны быть социальные учреждения. С этого начался, можно сказать, прорыв в нашей работе. Мы разработали уже свою программу, свои практические рекомендации, которые были утверждены на уровне методического совета нашего министерства и в конце концов стали достоянием общереспубликанского изучения. Мы побывали в Москве, в Белгороде, нам очень интересен был и международный опыт по реабилитации. Мы первыми в республике стали внедрять отделения по профилактике деменции, не останавливаемся на достигнутом. Смотрим, как работает наше ближнее зарубежье с инвалидами, пожилыми, очень тесно сейчас взаимодействуем с российскими коллегами из Смоленска, Пскова. Недавно приехали из Смоленска, где подписали четыре соглашения между учреждениями социального обслуживания населения, а всего — около 20 соглашений. План сотрудничества между нами позволит работать комплексно.
…А потом — о себе
— Вера Николаевна, а можно спросить про ваше личное пространство? Оно есть у вас?
— Да, это мамино пространство, огород, благодаря которому мы все, три сестры, наши дети, собираемся иногда в свободное от работы время на Оршанщине!
Я все время в работе — в социальных пансионатах и центрах всех районов области. Дел всегда очень много, всё хочется видеть собственными глазами и решать вопросы не только по телефону. У меня вызывают чувство гордости наши работники, специалисты, с которыми мы выезжаем на конкурсы, соревнования, обязательно с группой поддержки до 100 человек. Только барабанщиц подготовили 20 — из молодых работниц центров области.
— Вера Николаевна, ощущение, что по азарту вы недалеко ушли от школьной вожатой! С горном, барабаном...
— У нас сейчас очень много молодежи, она активная, ответственная и работает не только по долгу службы, но и по зову сердца. Это достойный резерв, и я горжусь нашей молодежью. А у меня идеи никогда и не пропадали! Я уважаю в людях порядочность, сама верю в святое, не терплю подлости, обмана, уважаю трудолюбие. Очень люблю людей, работающих в нашей сфере.
На столе в кабинете Веры Астапенко стоит сувенир, подаренный ей в какой-то одной из многочисленных трудовых мастерских соцучреждений области: с фотографии смотрит улыбающаяся Вера Николаевна и начертан ее девиз «Пусть день начнется с доброты!».
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.