Последний раз был на рыбалке в 95 лет. Свой сотый день рождения отмечает витебчанин, ветеран войны Григорий Рымашевский

logo
Понедельник, 30.08.2021 11:14 | Рубрика: Общество
01366

31 августа 100-летний день рождения отмечает витебчанин Григорий Рымашевский. Григорий Александрович – ветеран Великой Отечественной войны, партизан, участник освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, награжденный орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», медалями «За победу над Германией», «Партизану Отечественной войны» и другими.

Представить столетнего человека работающим за компьютером, может, и невероятно, но Григорий Александрович считает это для себя обыденным делом, ведь он, всю жизнь проработавший в связи, не хочет отставать от века!

В Интернете он читает последние новости, переписывается, находит любопытные сведения о рыбалке и рыбаках, ведь сам – из заядлых, и то, что уже сегодня не может посидеть с удочкой на берегу озера в любимых местах, пожалуй, огорчает его больше всего: последний раз, дай Бог памяти, он рыбачил в 95 лет.

Как признается, больших денег не заработал за трудовую жизнь, но то, что скопил, истратил на реконструкцию старого домика, который за недорого купил в Сенненском районе. Ремонтировал три года, собственными руками перестраивал так, как мечталось, думая в предпенсионном возрасте о том, чем заняться дальше. Возвел дачу на берегу озера, что особенно радовало рыбака, своими же руками выдолбил и деревянную лодку по образцу одного местного сельчанина. А «дача» и сейчас стоит и простоит долго еще для внуков и правнуков.

Часами просиживая с удочкой, Григорий Александрович любил размышлять о жизни и, конечно же, вспоминал былое...

«Научились спать на ходу, обсыхать на 20-градусном морозе. И... никто не болел!»

Он родился в многодетной семье в 1921 году. Отец умер рано, в 47 лет – сказались раны и удушье от газов, которые применяли немцы против русских солдат в Первую мировую войну. Мать поднимала детей одна. С ними встретила она и Великую Отечественную. Из деревни Мрочки Каменецкого сельсовета Григорий Рымашевский со своими друзьями уходил в партизаны.

...В феврале 1943 года отряд имени Щорса в Клецком районе на протяжении недели всем составом готовил полосу для приема самолета с оружием, продовольствием и боеприпасами: ровняли грунт, утаптывали снег. Но буквально за несколько дней до прибытия самолета фашисты бросили против партизан войсковую дивизию – с авиацией и артиллерией. Лес был блокирован, партизанские землянки вместе с хозпостройками и вековыми соснами сметены с лица земли, но отряду удалось уйти в Ганцевичский район. За это время научились спать на ходу, обсыхать на 20-градусном морозе после того, как товарищи вытянут тебя из воды, привыкли к недоеданию. И, что удивительно, как вспоминает Григорий Александрович, никто не болел! А в конце марта – начале апреля на Полесье пришла настоящая весна. Снег растаял, и на болотах вода стояла, как зеркало. А на возвышенностях, на кочках – клюква, она и спасала, когда очень хотелось есть. Больше недели партизаны шли по болотам по пояс, а то и по грудь в воде. Двигались только днем. Для ночевки выбирали места посуше. Ремнями привязывались к деревьям и так, в полуподвешенном состоянии, в дремоте проводили ночь, а утром – опять в поход. Только перейдя на рассвете шоссе Слуцк – Барановичи, попали в сухой хвойный лес...

На счету отряда было много удачных вылазок в места расположения врага. Так, однажды группа партизан получила задание наведаться в большое хозяйство немцев, расположенное в Несвиже, в бывшем имении Радзивиллов. В первую очередь был арестован управляющий имением, мстители завладели очень важным трофеем – полевым телефонным аппаратом. Буквально за час партизаны запрягли 12 пар конных телег, а заодно и пролетку управляющего, полностью загрузили их провиантом. В результате ошеломительных действий немецкий гарнизон был практически парализован. Не менее успешной была и рельсовая война. Были нарушены десятки километров железной дороги, взорваны мосты, уничтожены немецкие посты, пущены под откос эшелоны. Устраивали засады и на шоссе Минск – Слуцк. Было уничтожено большое количество автомашин, взяты пленные. Много раз Григорий Рымашевский со своими друзьями ходил на задания по уничтожению линий связи, участвовал в разгроме полицейских участков.

В январе 1944 года Григорий Рымашевский стал кандидатом в члены КПСС, а в феврале он был отозван из отряда для выполнения обязанностей помощника секретаря Копыльского подпольного РК КПБ. Приходилось много ездить по деревням, проводили собрания с жителями, знакомили население района с положением на фронте.

Последний протокол заседания бюро подпольного РК КПБ Григорий Рымашевский написал 3 июля 1944 года на опушке леса около Копыля. А рассматривали тогда два вопроса: утверждение руководителей советских и хозяйственных организаций и предприятий района и первоочередные задачи по восстановлению народного хозяйства. На этом заседании Григорий Рымашевский был утвержден начальником узла (тогда – конторы) связи. Так Григорий Александрович наконец-то вновь вернулся к своей любимой профессии, которую еще до войны получил в Минском электротехникуме связи.

Через несколько лет Григория Рымашевского перевели в Борисов, где он возглавил городскую контору связи. Уже имея семью, поехал учиться в Москву, на дневном отделении окончил союзный электротехнический институт связи, а в 1959 году приехал работать в Витебск. В 1962 году был назначен начальником городской конторы связи, которая после реорганизации в 1969 году стала называться телеграфно-телефонной станцией.

– Кстати, на пенсию я ушел по состоянию здоровья! Работа ответственная, практически без выходных, начальником ТТС проработал 20 лет, а потом еще на пенсии, до 1988 года – инженером электросвязи. И я почувствовал, что пора уходить, – делится сегодня Григорий Александрович. – Хотя мне предлагали должность начальника управления. Я, конечно, не согласился, посчитал, что это дело молодых, мне ведь уже было далеко за 60. Я даже не мог представить, не думал, что проживу до 100 лет!

Недавно Григорий Александрович перенес микроинсульт. Сегодня, хотя и с неохотой, следит за давлением, по настоянию врачей и дочери добросовестно заполняет странички блокнота, ежедневно записывая показания тонометра. Но с большим удовольствием работает за компьютером, любит принимать у себя своих бывших сотрудников, с которыми сохранил дружеские, почти родственные отношения. И ветераны предприятия (ныне – Витебского филиала РУП «Белтелеком») вспоминают, какой интересной и насыщенной была жизнь коллектива в годы, когда им руководил Григорий Рымашевский: свой хор, ансамбль, совместные поездки и интересные мероприятия. 

«Здание городской АТС на улице Офицерской строили под видом... бани»

События многолетней давности Григорий Александрович помнит очень хорошо, до мельчайших подробностей, как и имена и фамилии министров, начальников и простых людей, с которыми разделил свой долгий жизненный путь. Было и много трудностей, и самых невероятных историй.

– Вообще, после войны вплоть до конца 50-х годов вся связь была воздушной, – увлеченно рассказывает юбиляр. – Столбы были обвешаны проводами, как деревья плодами, и специалисту, который залезал на столб, еще нужно было разобраться в этих клубках, где что и к чему. На городской телефонной станции, в то время расположенной в ратуше, не было никакой автоматизации, пользовались коммутаторами. 

Только в 1960-м начали строить первую станцию декадно-шаговой системы, под которую отдали первый этаж электротехникума связи. Потом построили здание городской АТС на улице Офицерской, и с ней произошла почти детективная история. Дело в том, что в «верхах» не поддержали идею строить в Витебске новую телефонную станцию, соответственно, и денег не выделили. И тогда город решил возвести ее за свои деньги. Тогдашний мэр Витебска Маурина, можно сказать, пошла на рискованный шаг: объект по документам проходил под видом бани, но возводили АТС на 5 тысяч номеров! Дело уже прошлое, и никто, как говорится, теперь не осудит, а вот витебчане были благодарны местной власти и связистам, потому что тогда городская очередь на установку телефонов существенно продвинулась. Потом эту станцию расширяли до 10 тысяч номеров, затем строили еще одну новую АТС-3, на Марковщине. И, между прочим, строили станций в Витебской области больше, чем в других регионах.

В немаловажной степени этому способствовала и сама личность Григория Рымашевского – руководителя умного, умелого, энергичного, хозяйственного и рачительного, но доброжелательного и обаятельного человека. К нему – еще со времен строительства в 50-х годах магистрали Москва — Варшава – благоволил сам министр связи республики Афанасьев. Павел Васильевич любил заехать в Витебск, даже проезжая в отпуск, чтобы поинтересоваться делами связистов прислушивался к мнению Григория Александровича.

Больше полутора сотен благодарностей и приказов о вознаграждениях

 Рымашевский слыл знатным новатором, много усовершенствований было внедрено в производство благодаря его мозгам от бога. Например, он в свое время предложил станок по обрезке подземных асбоцементных труб диаметром 100 миллиметров, по которым пускали кабель. До этого их пилили вручную, и работа эта была адова. Чтобы в трудовой книжке Рымашевского вместились все благодарности и приказы о вознаграждениях (а их за полторы сотни), пришлось вкладышей еще примерно на четыре трудовых книжки вшивать!

А в один из приездов министра у них зашел разговор о работе почты, которая входила в состав конторы. Немало было трудностей с почтовыми работниками. В то время почтальоны носили очень много корреспонденции, таскали на себе огромные сумки с газетами, журналами, письмами, пенсии разносили. Бывало, за смену не успевали справиться, выбивались из графика, поступали жалобы на позднюю доставку прессы. Рымашевский жалел женщин, хотя не раз недовольство в глаза высказывал, не привык он показатели нарушать. Заниматься же развитием и почты, и телефонной связи одновременно не хватало средств. Вот и высказал министру свое мнение, мол, неплохо бы разделить эти конторы – связь и почту, проблем много создается. Эту мысль, по-видимому, министр не забыл, и где-то примерно через полгода пришел приказ: систему реорганизовать.

...В 30 годах прошлого столетия Григорий Рымашевский впервые узнал о радио, которое появилось у одного селянина из соседней деревни, и мальчишка бегал туда, чтобы увидеть чудо техники. Потом появился первый допотопный телефон. Судьба Григория Александровича завидная: за свой век он стал не только свидетелем, но и непосредственным активным участником развития отечественной отрасли связи. Гордится тем, что вырастил замечательных детей, сын и дочь тоже пошли по его стопам, а еще подарили отцу троих внуков и четырех правнуков.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото автора и Олега КЛИМОВИЧА.