Достойно прошла испытание Чернобылем Татьяна Заяц, главная медицинская сестра Витебского областного клинического стоматологического центра

logo
Понедельник, 26.04.2021 12:05 | Рубрика: Общество
01248

Достойно прошла испытание Чернобылем Татьяна Заяц, главная медицинская сестра Витебского областного клинического стоматологического центра, в 1987 году — рядовой медработник, комсомолка.

В числе представителей многих военных и гражданских профессий к ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС были привлечены медики. Самоотверженность, мужество, преданность делу и долгу людей в белых халатах помогали ликвидаторам сохранять здоровье настолько, насколько это возможно после нахождения в неблагоприятной, подчас смертельно опасной среде. Наравне со всеми медицинские работники подвергались воздействию страшного врага-невидимки — радиации.

Да, с высоты десятилетий рассуждать легко. И все же факт остается фактом: в пекло Чернобыля вместе с военнослужащими, пожарными, авиаторами, сотрудниками милиции и многими другими уходили молоденькие незамужние девчата — врачи и медицинские сестры.

В августе 1987 года по окончании Могилевского медучилища Татьяна Заяц приступила к работе медицинской сестрой в одной из поликлиник Витебска. И вскоре получила повестку из военкомата с предписанием явиться на сборы. Это стало для девятнадцатилетней девушки неожиданностью.

Татьяна Федоровна догадывалась, что речь пойдет об ее отправке в район Чернобыля. Могла ли она отказаться? Это можно было сделать. Но все равно нельзя. Если Родина скажет: «Надо...», комсомол ответит: «Есть!» Тут и воспитание, и задор молодости…

Впрочем, отбор для каждой партии чернобыльских ликвидаторов был серьезный: все должно быть на уровне — и здоровье, и морально-нравственная закалка.

Вначале отобранные работники учреждений здравоохранения Витебска, Полоцка и Новополоцка, в число которых вошла Татьяна Федоровна, прибыли в Слуцк, где надели военную форму. А затем переехали в Рудаков Хойник­ского района Гомельской области. В этом поселке, расположенном в 20-километровой зоне отчуждения, и его окрестностях находилась оперативная группа Белорусского военного округа общей численностью несколько десятков тысяч человек — подразделения инженерных, химических войск, мотострелковых соединений, гражданской обороны, военные медики, представители других служб. Руководство оперативной группы, наделенное широкими полномочиями, призвано было обеспечить выполнение огромного количества сложных и уникальных задач, в частнос­ти — ликвидацию последствий аварии непосредственно на ЧАЭС, дезактивацию загрязненных территорий, анализ радиационной обстановки.

Там же, в Рудакове, на базе местного профессионально-технического училища был развернут медико-санитарный батальон, в составе которого проходила службу рядовой Татьяна Заяц. Важное в ее жизни событие произошло 27 сентября 1987 года: Татьяна Федоровна в торжественной обстановке, с автоматом в руках, приняла военную присягу.

Большинство жителей Рудакова и окрестных деревень были уже эвакуированы. Медработники оказывали необходимую помощь военнослужащим, занятым на работах по ликвидации последствий аварии, следили за состоянием их здоровья. Восемь раз за время своей службы в Рудакове Татьяна Федоровна выезжала в составе военно-врачебной комиссии в различные районы 10-километровой зоны отчуждения. Личных дозиметров при себе не имели. Зачем отвлекаться на «несущественные» частнос­ти? Впоследствии в военном билете Татьяны Федоровны будет указана максимально допустимая доза полученной радиации. А была ли она на самом деле выше — кто знает?

Из служебной характеристики за подписью командира войсковой части 45154: «Татьяна Заяц зарекомендовала себя исключительно грамотным специалистом, способным в любую минуту прийти на помощь товарищу. За время прохождения службы неоднократно исполняла обязанности в зоне с повышенным ионизирующим излучением, проявив при этом бесстрашие, хладнокровие, инициативу…»

С 11 сентября по 22 октября 1987-го пробыла Татьяна Федоровна в Рудакове. Быстрая утомляемость, металличе­ский привкус во рту, шум в ушах — все это не в счет. Но низкое содержание лейкоцитов в крови дало основание руководству отправить ее домой на несколько дней раньше положенного срока (радиация накапливается и дает о себе знать впоследствии).

Пять лет после этого ликвидатор Татьяна Заяц проходила медицинскую реабилитацию, прежде чем завести семью. Татьяна Федоровна вырастила сына и знает, что это такое — счастье быть матерью…

И что такое неестественность осеннего пейзажа в безлюдном поселке, над которым нависло хмурое небо, ей тоже хорошо известно.

Чернобыльское братство, как и братство фронтовое, «афганское», — это навсегда, пока жив. У Татьяны Федоровны много друзей, с которыми она прошла Чернобыль. Вместе крестили детей, вместе радовались и радуются жизни.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ. Фото Олега КЛИМОВИЧА и из открытых источников.