Как взрывают аварийные здания, рассказали корреспонденту vitbichi.by в ПАСО «Витязь»

logo
Суббота, 25.07.2020 12:31 | Рубрика: Общество
01756

Основная функция взрывотехников отделения инженерных работ ПАСО «Витязь» — снос аварийных зданий, водонапорных башен, домовых кирпичных труб.

Если нужно механически, без взрыва, разобрать обрушившуюся стену, чтобы освободить человека из завалов, — это тоже к инженерам-взрывотехникам. Служба редкая в стране, вторая подобная есть только в Республиканском отряде специального назначения МЧС.

Подробнее о буднях своих работников рассказывает руководитель отделения — инженер-взрывотехник капитан внутренней службы Олег Серболин.


— Взрывотехническая служба действует в отряде с 2008 года, в 2016-м она была преобразована в отделение, — поясняет Олег Викторович. — Мы оказываем услуги на платной основе. Сейчас в основном работаем в Орше, где много заброшенных кирпичных железобетонных зданий и сооружений, принадлежавших заводам, фабрикам 1960-х годов, невостребованных и находящихся в плохом состоянии. В этом году ликвидировали там несколько производственных зданий, котельную, водонапорные башни. Есть работа и в Витебске: недавно взрывали крупные цеха ОАО «Керамика» по производству керамзитного гравия (он уже не производится), они долгое время стояли в запустении в конце улицы Гагарина и уже начали разрушаться от атмосферного воздействия.

Казалось бы, просто: пришел, положил взрывчатку, взорвал — и готово. Но на самом деле снос каждого здания — сложный стратегический процесс. На взрыв одного объекта уходит около недели, 3–4 дня занимает подготовка. Здесь важен расчет, требуется знание физики, геометрии.

— Теоретически — есть специальные формулы расчета. Но на практике надо каждый раз ориентироваться заново, подходить творчески, — говорит Олег Сербо­лин. — Учесть толщину стены, предположить площадь разлета осколков. Если следовать только формуле расчета, можно допустить лишние повреждения — выбить стекла в соседних домах. Аккуратно, нежно нужно работать.


Часто приходится взрывать в местах жилой застройки. Беспокоит ли это местных жителей? Прежде чем врывать, спасатели предупреждают их заранее, что будет слышен хлопок взрыва, обходят лично каждого. В послевоенных постройках, по словам инженера, бывает такой крепкий кирпич, что после взрыва он остается практически целый.

Помощь взрывотехников требуется и при чрезвычайных ситуациях, когда во время весеннего ледохода лед представляет угрозу для мостов.

Для проведения таких работ отделение оснащено специальным автомобилем для перевозки взрыв­чатки, оборудованием для подготовки зданий и сооружений — это высокомощные перфораторы, бензоледобуры. Рискуют ли сами взрывотехники при выполнении этих сложных работ? Практически нет, при соблюдении всех мер предосторожности и правил эксплуатации оборудования. В дружной команде отделения семь богатырей — три специально обученных взрывотехника, три водителя-взрывотехника и сам Олег Серболин. Уроженец Езерищ, он 20 лет назад поступил в ПАСО «Витязь», параллельно в 2010 году окончил Гомельский инженерный институт МЧС. Все работники прошли переобучение в Университете гражданской защиты МЧС Республики Беларусь. И хотя там учили только теории, все за годы службы уже стали опытными профессионалами.

Поскольку их работа непосредственно связана с подъемом тяжес­тей, парни стараются поддерживать физическую форму: играют в футбол, волейбол, любят бег, штангу, гантели. В свободное время все идут в спортзал и проводят там часик-другой. Ведь хорошая физическая форма — неотъемлемая черта настоящего спасателя.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВА. Фото автора и УМЧС.