Журналист меняет профессию: проводник

logo
Среда, 23.08.2017 20:17 | Рубрика: Общество
05031
Мысль поработать проводником настигла меня в парке, где железнодорожники отмечали свой профессиональный праздник. Красивая форма, которая идет всем, открытые, приветливые, улыбчивые люди. Подумалось: собрать билеты, разнести чай, раздать постельное белье — и все. Сиди себе спокойно от станции до станции — сплошное удовольствие, а не работа. И это мнение большинства пассажиров. А вот когда племянница собралась поступать учиться на проводника, подумала: а чему тут, собственно, учиться почти три года?
Решила на деле посмотреть, что собой представляет эта профессия, и напросилась в поездку по маршруту Витебск — Минск и обратно.
Некогда присесть
У купейного штабного вагона поезда межрегиональных линий бизнес-класса сообщением Витебск — Минск меня встречает начальник поезда Александр Лебедев. Знакомит с проводником (или с хозяйкой вагона), которая будет сегодня моим руководителем и одновременно наставником, — Ольгой Селихановой.
Девушка с милой улыбкой просит следовать за ней и наблюдать за тем, как она справляется со своими обязанностями. По возвращении в служебное купе на мой вопрос, когда же будем учиться, отвечает, что именно так вначале и происходит учеба молодых проводников. То есть сперва они всего лишь наблюдают за работой наставника и мотают все на ус. Затем начинают следовать тенью за учителем, а потом роли меняются — наставник следит за работой ученика, чтобы в случае необходимости подстраховать в сложной ситуации.
Спрашиваю у Ольги, зачем собирать билеты, ведь на входе в вагон их проверяют. Оказывается, это нужно для того, чтобы убедиться, что количество пассажиров соответствует количеству занятых мест, не засиделся ли где-то провожающий или человек, который едет «зайцем». Кроме того, билеты позволяют узнать, сколько комплектов белья уже входит в стоимость билета, а с кого нужно взять деньги за дополнительную услугу. Не успела Ольга собрать билеты, как тут же побежала удовлетворять просьбы пассажиров, а я беседую с Александром Лебедевым. Он рассказывает, что работа проводника не так проста, как кажется на первый взгляд: много обязанностей, высокая ответственность, строгая отчетность буквально за все и терпение, терпение и еще раз терпение.
Работают проводники двое суток через двое. То есть, придя на работу, в нашем случае в 5.30, вначале проходят инструктаж по охране труда, всю поездную бригаду знакомят с графиком работы в данном рейсе (не всегда проводник работает на одном направлении и в одном вагоне), а также доводят до сведения поступившие телеграммы, касающиеся обслуживания пассажиров, и другое, затем все идут к составу. Там они по накладным принимают вагон и съемное оборудование, а также чайную продукцию у дежурного проводника. За 20 минут до отправления начинается посадка. Билет проверяется внимательно: дата, номер поезда, вагон. Затем сбор билетов, сверка количества пассажиров, выдача постельного белья, чай, кофе, питание, заполнение ведомостей, отчет начальнику. Кроме всего прочего, в служебном купе проводник должен постоянно следить за приборами, которые информируют, все ли в порядке в вагоне: электрооборудование, генератор, аккумуляторные батареи. Если вдруг поступает сигнал, что имеется нагрев букс (элемент ходовой части вагона, от которого зависит безопасность движения), проводник должен принять мгновенное решение. Если сигнал ложный (такое тоже бывает), это указывает на неисправность системы, причем после определенных манипуляций звуковой сигнал успокоится, а вот если опасность реальная, то тут проводник обязан сорвать стоп-кран, доложить начальнику поезда о случившемся и действовать согласно инструкциям. Но, слава богу, как говорит Александр Лебедев, такое случается крайне редко.


Тут Александра Петровича по телефону вызывают в другой вагон, где произошла какая-то накладка, и он, извинившись, уходит.
У меня, честно признаться, от количества информации пухнет голова. В общем, работы в начале смены полно, Ольга порхает, как птичка, от купе к купе, а ко мне вскоре также с просьбами потянулись пассажиры. Вот мама с маленьким ребенком: укладывает малыша спать, а шторка не хочет закрепляться на окне в закрытом виде. Пробую сама — действительно, не хочет, постоянно соскакивает. И я не могу понять, то ли это неумение правильно закрепить ее, то ли поломка. Зову на помощь начальника — 10 секунд, и шторка закрыта. Чувствую неловкость, но я же ученик!
Сутками на рабочем месте
Спрашиваю у Ольги, удается ли погулять по Минску во время стоянки. Оказывается, нет. Через десять минут после того, как пассажиры освобождают поезд (проводник обязан проверить все закутки вагона) состав «оттягивают» в Ратомку, где готовятся в обратный путь. Проводники работают по графику. Один убирает свой вагон и сторожит соседний, а второй отдыхает, затем меняются. И если в первые сутки молоденькие девушки вроде Ольги вполне могут обойтись без отдыха, то на вторые — усталость берет свое. Ведь по возвращении из Минска в первый день проводник не идет домой, как мы с вами, а остается дежурить … в вагоне. То же самое происходит и на второй день: дежурство в вагоне, рано утром передача вагона следующей смене — и вот они, два дня законных выходных! Но это в идеале. А на самом деле проводнику могут позвонить и попросить подменить заболевшего коллегу или вый­ти на прицепные вагоны другого состава — обстоятельства бывают разные. Тогда вновь сутками в вагоне. И это летом. Зимой все еще сложнее. Нужно поддерживать тепло в вагоне, для чего его топят углем или брикетом. И в то же время проводник должен быть всегда опрятен, что непросто в данном случае.
Так что надо очень любить свою профессию, чтобы выдерживать и физическую, и моральную нагрузку. Те проводники, с которыми мне довелось побеседовать, это и Ольга, и проводник 2-го вагона Оксана Аблецова, и 4-го — Татьяна Андреева, в один голос говорят, что профессию свою очень любят и не видят себя ни в какой другой.

Светлана Широкова.

«Дайте дичь!»
Пассажиры тоже бывают разные. Кому-то нужен одноразовый стаканчик, а кто-то желает пить непременно из чашки. Бывают и такие, кто, вспоминая романтику передвижения в поездах советского времени, просит принести стакан с подстаканником. У Ольги такое случалось. Находят и стаканы, и подстаканники — ведь желание клиента прежде всего!
А Татьяна Ивановна рассказала забавный случай из собственной практики. Это было в пассажирском поезде, который шел в Гомель. Там много полустанков, и поезд останавливался часто. И вот к Татьяне Ивановне подходит пассажир, как потом выяснилось — россиянин, и просит дать ему дичь. Вначале проводник растерялась: курица с овощами, пюре, рис со свининой — разное просили пассажиры, но дичь?
Она начинает у пассажира выяснять, какую дичь он имеет в виду. Тот невозмутимо ей отвечает, что в меню имеется дичь, которую он хочет получить. Татьяна совсем растерялась и попросила пассажира показать ей строку в меню. Тот уже несколько раздраженно подошел к…расписанию остановок и ткнул пальцем в строку «Птичь».
Когда же выяснилась ошибка, смеялись все: и проводник, и сам пассажир, и свидетели курьеза. В итоге вместо дичи подошла и курица с овощами. Кстати, для того, чтобы обеспечить пассажиров горячим питанием, в вагоне есть микроволновка для разогрева консервов и холодильник для сохранения продуктов. Ведь проводник питание на двое суток берет с собой, а в жару сохранить его свежим без бытовых приборов было бы сложно.
Образование — обязательно
Убедившись, что для того, чтобы работать проводником, нужно много знать и уметь, спрашиваю у Ольги, что она оканчивала. Оказалось, поскольку девушка родом из Дубровно, — Оршанский техникум железнодорожного транспорта. После его окончания переехала в Витебск и поначалу работала на одном из предприятий Витебского отделения БЖД. Затем решила перевестись в проводники, сдала экзамены — и мечта сбылась. Ольга довольна своей работой, и это видно по горящему взгляду, ласковой улыбке, с которой она обращается к пассажирам, и тому, как часто к ней в купе с различными просьбами прибегают дети. Им очень нравится эта «красивая тетя», как поделилась со мной секретом одна из маленьких пассажирок, с которой мы познакомились на обратном пути.
По распределению Ольга должна была работать в Минском метрополитене, но ее больше привлекал Витебск. И она перебралась в областной центр.
Оля уже два года работает в бригаде Александра Лебедева и говорит, что он замечательный начальник. Бригада у них молодежная, в составе — 12 проводников. Таких, кто относится к работе спустя рукава или с прохладцей, — нет. Коллектив подобрался замечательный, дружный, всегда готовый помочь. Братство проводников нерушимо, и Ольга всегда рада встретиться с коллегами из тех составов, где работала студенткой. Да и они, доведись пересечься где-нибудь, рады пообщаться.
Нестандартные ситуации
При отправлении поезда со станции проводник штабного (а это и есть Ольга), а также хвостового вагона должны подать сигнал машинисту тепловоза. Желтый свернутый флажок — все в порядке, красный развернутый — стой! Движение запрещено. Ольге несколько раз приходилось задерживать отправление поезда по объективным причинам. Например, опаздывающий пассажир. Ведь если в этот момент поезд тронется, то быть беде. Вот и приходится проводнику быть начеку. Но иногда спорные случаи приходится разбирать уже на ходу. Например, Александр Лебедев рассказал, что когда к поезду пришел солдат-срочник и никак не мог найти билет, его все же впустили в вагон, а билет при помощи Александра Петровича вскоре нашелся — за козырьком солдатской шапки. Просто он вспомнил, как сам в армии мог положить что-нибудь в укромное, но в то же время близкое местечко. Во время нашей поездки также пустили в вагон мужчину, у которого на руках было несколько билетов в Минск и обратно, но он никак не мог отыскать нужный. Оказывается, у него кто-то из близких лежал в Минске в больнице и ему часто приходилось совершать поездки туда-обратно. Билеты приобретались на несколько недель вперед. Нужный билет в итоге нашелся в кармане брюк, пассажир был крайне благодарен, что ему поверили и не оставили на перроне. Точно так же не оставили на станции отправления спортсмена, который положил билет в карман куртки, а потом убрал ее в рюкзак и забыл об этом.
Путь домой
На обратном пути снова Ольга без устали порхала по вагону, обеспечивая пассажирам комфорт и удобство. Не обошлось без недовольных. Например, в пятом купе ехала семья с маленькой собачкой, а вот девушка из третьего заявила, что она слышит запах псины, и потребовала поменять ей место. Ей даже в голову не пришло, что через три купе она бы этого не почувствовала.
Ольга быстро конфликт уладила, девушку переселили в другое купе. А запах там, где была она, действительно чувствовался, но вовсе не от собаки, а от сумки кого-то из соседей по купе и слышен был даже в коридоре. Не все продукты в такую жару могут долго оставаться свежими. Но свалить все на бессловесное животное, наверное, оказалось проще, чем вслух предъявить претензии соседям по купе.
Переселили в наш вагон и женщину из соседнего. Там не было кондиционера, а лишь вентиляция, ей стало плохо. Поговорив с начальником поезда и доплатив разницу в цене билета, женщина с облегчением переселилась в наш вагон.

О. Селиханова во время посадки.

Но бывает, что пассажиры хитрят. Специально покупают билет в общий вагон, а затем жалуются на отсутствие комфорта и требуют переселить их в купе без доплаты, мол, я уже и так потратился на билет. Но такой номер не проходит. Опытный начальник поезда подобных хитрецов видит насквозь. Но главное — сгладить конфликт, не доводя его до пика. Попадаются и пассажиры, которые недовольны буквально всем. С такими, по словам Ольги, лучше не спорить, кому-то просто хочется поговорить, и он рассказывает проводнику историю своей жизни, ведь, скорее всего, они больше никогда не встретятся, а кому-то — просто высказать наболевшее.
Но, несмотря на все трудности и не слишком приятные моменты, на то, что приходится работать сутками, быть и сторожем, и уборщицей, и нянькой, и «плакательной» жилеткой, проводники беззаветно преданы своей профессии и делают все для того, чтобы наши поездки были в радость.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: В роли проводника побывала Светлана ШИРОКОВА. Фото автора.