15 марта в нашем календаре значится как День потребителя. Приобретаем товары, пользуемся услугами мы едва ли не каждый день. А насколько знаем свои права и умеем их отстаивать в случае необходимости?
На наиболее типичные вопросы, которые поступают от читателей, мы попросили ответить главного специалиста управления торговли и услуг Витебского горисполкома Ольгу Лукашкову.
— Ольга Константиновна, может ли потребитель обменять либо возвратить продавцу приобретенный конфискованный товар?
— В отдельных случаях может. Пунктом 7 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» и пунктом 15 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утверждены постановлением Совета Министров от 22 июля 2014 года №703) при реализации конфискованного или обращенного в доход государства иным способом товара потребителю должна быть предоставлена информация о его происхождении. Такой товар замене и возврату не подлежит, за исключением произведенных в Республике Беларусь изделий. При этом потребитель может предъявить претензию производителю самостоятельно в пределах установленных гарантийных сроков.
— Чек на покупку утерян. Вправе ли потребитель обратиться к продавцу по поводу обмена или возврата товара?
— В соответствии со статьей 20 вышеназванного закона отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требования.
Для подтверждения факта приобретения могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых есть отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, а также другие указывающие на это документы.
— В какой срок можно обменять или возвратить товар надлежащего качества?
— Статья 28 закона говорит, что потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара (если более длительный срок не объявлен продавцом) в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить изделие надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
Требование об обмене либо возврате подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и есть доказательства приобретения у данного продавца.
Но есть и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Он утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 года №778.
— Какие требования вправе предъявить потребитель в случае выявления недостатков в товаре?
— По своему выбору он может заявить одно из требований, указанных в статье 20 закона. Это замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерное уменьшение покупной цены; незамедлительное безвозмездное устранение недостатков; возмещение расходов по устранению недостатков; расторжение договора розничной купли-продажи и возврат уплаченной за товар денежной суммы.
— Кому можно предъявить требование о возврате денег за некачественный товар?
— По своему усмотрению в соответствии со статьей 21 закона потребитель вправе предъявить требование продавцу (изготовителю, поставщику, представителю). Ответственность за надлежащее качество товара (проявление в ходе эксплуатации скрытых недостатков) несет продавец (изготовитель, поставщик, представитель) в течение гарантийного срока на него, а если срок не установлен или составляет менее двух лет — в течение двух лет (статьи 20, 21).
— Каким образом вручить претензию продавцу или изготовителю?
— Можно отправить по почте заказным письмом или с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца (изготовителя). Для этого необходимо знать наименование организации, у которой потребитель приобрел товар ненадлежащего качества, и ее юридический адрес.
Претензию потребитель также может оставить в книге замечаний и предложений, которая должна находиться в торговом объекте (объекте бытового обслуживания).
— Возможно ли вернуть качественный мобильный телефон продавцу и потребовать возврата денег?
— Нет. В соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 года №778, мобильные телефоны надлежащего качества не подлежат возврату.
— Продлевается ли гарантийный срок, который установлен на товар, на время, в течение которого выполняется его ремонт?
— В соответствии со статьей 22 закона в случае безвозмездного устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня предъявления потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков до дня выдачи товара по окончании ремонта.
При безвозмездном ремонте путем замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливаются гарантийные сроки той же продолжительности, что и на замененные, которые исчисляются со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.
— Какие права имеет потребитель, осуществляя покупку в интернет-магазине?
— В этом случае за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
В соответствии со статьей 28 закона потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять его на аналогичный товар либо возвратить, за исключением товаров, предусмотренных вышеупомянутым постановлением Совета Министров от 14 июня 2002 года №778.
Требование потребителя об обмене или возврате качественного товара подлежит удовлетворению только в том случае, если товар: не был в употреблении; сохранил свои потребительские свойства; имеются доказательства его приобретения у данного продавца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 закона, если при реализации потребителю товаров через интернет-магазин потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент его доставки, потребитель вправе отказаться от приобретения без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.
Если продан товар ненадлежащего качества и (или) недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору предъявить одно из вышеперечисленных требований, предусмотренных статьей 20 закона. И по аналогии с обычной покупкой отсутствие у покупателя подтверждающего документа не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.